Картина Антона Коломейца о дружбе, которая может быть не менее болезненной и важной, чем любовь.
Дружить — это скорее любить, чем быть любимым.
Роберт Бриджес
«Свет» Антона Коломейца — один из самых трогательных фильмов прошедшего фестивального сезона. Абсолютно заслуженно он завоевал не только несколько наград на смотрах, но и беспрекословную любовь критиков, которая, хочется верить, передастся и зрителям. Дело не только в нестандартном сюжете, в центре которого душераздирающая дружба, но и в чутко выдержанной тональности, присущей юношескому максимализму. Антон Коломеец известен как один из сценаристов сериала «Чики», тоже рассказывающего о дружбе девушек в южном городе. Еще тогда было понятно, что у кинематографиста удивительно точно получается создавать женские образы — то нервные и отрешенные, то бойкие и заводные.
В «Свете» целый калейдоскоп эмоций, меняющийся в зависимости от таймлайна: в 70-х Таня (Дарья Коныжева) и Марина (Милана Владыкина) дружат как в последний раз, с присущими школьной связи обещаниями «навсегда» и всеобъемлющими планами на будущее. Но в стратегию на двоих не вписывается первая любовь Марины — конечно, как и полагается, сильная настолько, что невозможно противостоять. И вот вечная дружба ускользает сквозь пальцы, и девочки ссорятся, чего с ними никогда не было. Проходит около полувека, Татьяна Сергеевна (Елена Яковлева) хлопочет о ком угодно, кроме себя, — не только потому что выбрала профессию социального работника, а потому что натура такая. Напоминание о старой дружбе оказывается внезапным, но подталкивает героиню к переосмыслению чуть ли не всей своей жизни.
Дружба — не самая частая основа сюжета в авторском кино, но в прошедшем сезоне «Свет» соседствовал с «Крецулом» Александры Лихачевой, рассказывающем о прочном союзе камрадов-спортсменов. Может, кинематографисты не верят, что связь не обязательно должна быть романтической, чтобы как приносить одни из счастливейших моментов в жизни, так и оставлять глубокие шрамы. Однако Коломеец ломает странный стереотип, и девочки называют себя именами друг друга — настолько они готовы раствориться в «вечной» дружбе.
На первый план выходит героиня Тани, позже — Татьяны Сергеевны, которая на фоне Марины всегда была чуть менее интересной, чуть более блеклой и стеснительной. Пока за Мариной ухаживали мальчики, Таня хотела стать красивой — если бы только не ее курносый нос и редкие волосы. Она выросла, а неуверенность в себе осталась и даже окрепла. Героиню Татьяны Сергеевны вы могли видеть: это наши мамы, которые отказывают себе в новом платье, пока старое на заносится до дыр, соседки, убирающие красивое постельное белье на верхнюю полку, и сотни других женщин, которые постоянно откладывают себя на потом.
«Свет» никого не пытается ослепить — у картины равномерный темп и спокойная динамика. Просто постепенно мы начинаем замечать, как дружба девочек дает трещину, а Татьяна Сергеевна понимает, как много упустила. Картина Коломейца давит на самое больное чувство, которое мы так часто пытаемся спрятать: невозможно мечтать о прожитой по-другому жизни и безболезненно оставаться в настоящем. Стоит отметить, что душераздирающее тихое разочарование во всех красках показывает Елена Яковлева — неспроста многие уже называют роль одной из сильнейших в фильмографии актрисы. Аккомпанирует ей Синекдоха Монток, и более лиричный союз сложно представить.
«Свет» рискует пройти мимо массового зрителя, скрывшись за третью частью «Льда», но в идеальном мире до широкой аудитории дойдут обе картины, в разной интонации рассказывающие о важности доверия и разговоров в любых отношениях. Антон Коломеец говорит о сложных вещах, зачастую неподвластных для понимания подростков, но оттого не менее желанных: вечная любовь, как и вечная дружба, оставляет самый болезненный след на прощание.