Неудачное возвращение Автоботов и Десептиконов — без Майкла Бэя и Бамблби.
Тысячи лет назад на планету Звероботов напал галактический завоеватель Юникрон. Титан уничтожил родной дом трансформеров, но им удалось сбежать и унести с собой Ключ Транспортации — могущественный артефакт, который позволяет путешествовать по всей вселенной. В 1994 году реликвию уже на Земле обнаруживают учёная Елена Уоллес (Доминик Фишбэк) и бывший солдат Ноа Диаз (Энтони Рамос). Парочку сопровождают Автоботы: они хотят без лишнего шума завершить миссию и поскорее улететь домой. Но местоположение Ключа Транспортации узнаёт Юникрон. На поиски вещи злодей отправляет целые отряды.
«Трансформеры» возвращаются на экраны после пятилетнего перерыва. В качестве нового вектора франшизы авторы выбирают не уютный ностальгический флёр «Бамблби» и даже не рекламную эстетику Майкла Бэя со взрывами, судорожным монтажом и сексуальной объективацией женщин. Стилистика «Звероботов» поначалу напоминает скорее марвеловскую «Чёрную пантеру», нежели бестолковый блокбастер с красочными металлическими пришельцами. Вместо саундтрека Linkin Park — хип-хоп 1990-х, вместо накачанного белого Марка Уолберга и моделей — молодые темнокожие актёры.
Даже идейно «Звероботы» вписываются в контекст BLM-волны. Археолог Елена Уоллес — квалифицированная специалистка, вынужденная выслуживаться перед белой начальницей-самодуркой. Отставной солдат Ноа — простой парень, жертвующий всем ради семьи. Мужчину никто не берёт на работу, хотя он разбирается в технологиях и готов даже на должность охранника. Авторы рифмуют судьбу главных героев с историей Автоботов: они тоже чувствуют себя чужими, ищут дом и пытаются пробиться в жестоком мире.
Правда, спустя полчаса вся социальная злободневность куда-то исчезает. Кино трансформируется из актуального манифеста в заурядный боевик про тимбилдинг и веру в товарищей. Не спасает даже наличие роботов-животных: они появляются в финальной трети фильма и выглядят даже более блекло, чем новая команда Автоботов. Майкл Бэй наверняка бы превратил проект в дикое техно-сафари с носорогами и гепардами, сражающимися против антропоморфных роботов до последней гайки. Но инди-режиссёр Стивен Кейпл-младший, к сожалению, не обладает ни наглостью, ни самоуверенностью голливудского любителя взрывов.
Большая часть фильма — это экшен на фоне пустынных декораций. Вот трансформеры сражаются посреди перуанских лугов и вспахивают почву выстрелами из пушек и падениями с высоты. А вот Автоботы гонятся по трассе за неприятелями: единственная опасность — резкие повороты. Но даже если герои не справляются с управлением, они падают на соседнюю магистраль и продолжают движение. Каноничные «Трансформеры» тоже не всегда удивляли подбором сеттинга — достаточно вспомнить сцену в пустыне из «Мести падших», — но художники и сценаристы вечно придумывали что-то необычное: то роботов-скорпионов, вылетающих из земли словно пули, то взявшиеся из ниоткуда самолеты армии США.
«Трансформеры: Восхождение Звероботов», наоборот, идут по пути меньшего сопротивления. Роботы всё больше напоминают не столько фотореалистичные 3D-модели машин, сколько анимированные игрушки. Но что хуже, сюжет утрирован донельзя: если в предыдущих частях конфликт стартовал с гражданской войны, то в софт-ребуте нам показывают столкновение добра с безоговорочным злом. Некогда противоречивая, но в то же время занимательная серия полностью прошла жизненный цикл и окончательно превратилась в рекламу игрушек для детей — только на этот раз без визионерства и зрелищности.