Картина, которую Финляндия отправляла на «Оскар» в 2020-м, — о художнице- неудачнице Туве Янссон, прославившейся на весь мир своими рассказами о Муми-троллях.
Туве Янссон (Альма Пёвсти) — амбициозная художница, чей талант отказываются принимать коллеги: уже несколько лет подряд она безуспешно ждёт гранта, а пока что зарабатывает ремеслом карикатуристки. В свободное время Туве рисует маленьких милых существ, Муми-троллей, но не воспринимает собственное хобби всерьёз — ей вторит профессиональное окружение, заявляющее, что это, мол, «не искусство». Всё меняет знакомство с театралкой Вивикой Бандлер (Криста Косонен) — она первая скажет художнице, что в её скромных зарисовках есть «нечто особенное» (а вот полноценные картины Янссон она назовёт просто «нормальными»). А заодно откроет гомосексуальность Туве.
Есть такой кинокритический штамп — когда про фильмы, слишком безыдейно пересказывающие биографии своих героев, пишут, что они «экранизируют Википедию». «Туве» — абсолютное попадание в этот штамп, за одной маленькой особенностью. Из всех пунктов на странице интернет-энциклопедии режиссёрку Зайду Бергрот интересует только один, тот, что называется «Личная жизнь» и обычно занимает всего пару абзацев биографии. Витиеватый путь Янссон она сужает до одного отдельного (и, по сути, не такого уж длинного) эпизода из истории писательницы. Того, где она впервые осознала свою сексуальность и написала первые книги о Муми-троллях.
Эти два открытия Туве в фильме рифмуются — без свободы личной, как бы говорит нам картина, не может быть свободы творческой: только приняв свою нетрадиционную любовь к Бандлер, писательница смогла откинуть установки закостенелого общества и начать делать «несерьёзное» искусство. Проблема только в том, что в тексте эта связь выглядит куда логичнее, чем в самом фильме. Сцены из интимной жизни Туве здесь оторваны от её переживаний как авторки (даже о том, что Тофсла и Вифсла основаны на Янссон и Бандлер, вы скорее догадаетесь без помощи картины), да и процесс «принятия» проходит совершенно безболезненно. Богемная Финляндия, как оказывается, вполне терпимо относилась к однополой любви, так что никакой истории преодоления консервативных скреп в картине нет — а значит, нет и конфликта.
В этом, пожалуй, и главная проблема «Туве». Фильм, по сути, не ставит никаких внешних преград для своей героини — она просто влюбляется, просто получает заказ на создание фрески в мэрии Хельсинки, просто добивается успеха с рассказами о Муми-троллях и так же просто подписывает контракт с агентством Associated Press, сделавшим её миллионершей. Как бы повинуясь легковесности богемной жизни, фильм течёт сам собой, без особых усилий. В таком решении можно рассмотреть новый взгляд на байопики — вместо того чтобы подчиняться жанровым тропам, Зайда Бергрот строит свою картину в виде череды милых зарисовок из быта финской интеллигенции. Заставляет вглядываться в фактуру, искать конфликт не во внешнем, но во внутреннем — в глазах классной актрисы Альмы Пёвсти или в её томных переглядываниях с Вивикой.
Идея отойти от истории создания Муми-троллей (а им в фильме посвящено очень мало времени) в каком-то смысле очень логичная. Ведь и сама Янссон до конца жизни считала себя в первую очередь художницей, хоть и преуспела в итоге в написании детских книжек. Но всё же картине Бергрот отчаянно не хватает какого-то нерва, для интроспективной драмы о переживаниях непонятой авторки тут слишком много внешней мишуры: раздеваний под французский шансон, придыханий «о, Париж!» и прочих радостей жизни высшего света (от которых Туве позже откажется, скрывшись от любопытных глаз на собственном острове). А для нестандартного байопика фильм уж слишком часто напоминает скетч SNL про клише «лесбийских исторических драм».