«Скорость» Яна де Бонта на испанский манер.
Мужчина средних лет Сантини (Луис Тосар), работающий таксистом в Мадриде, подбирает после теракта в аэропорту раненого человека (Нурдин Батан). Однако пострадавшим оказался один из террористов, который берёт Сантини в заложники. Беглецу необходимо скрыться от правосудия, и немолодой водитель — хороший козырь на случай преследования полицией.
Терроризм на протяжении десятилетий остаётся одной из главных мировых проблем. К этой теме ежегодно обращаются десятки режиссёров, создавая разножанровые фильмы. Во многих лентах террор служит лишь средством для злодеев, коварные планы которых непременно сорвет очередной герой. Однако испанский триллер «Все имена Бога» (в нашем прокате лаконично озаглавленный как «Угроза») принадлежит к немногочисленной когорте кинолент, авторы которых стремятся осмыслить терроризм как социальную проблему.
Испанский режиссёр Даниэль Кальпарсоро специализируется на криминальных драмах и триллерах с середины 1990-х. Не раз сюжеты его фильмов затрагивали терроризм («Вслепую», «Захватчик»), но прежде теракты были лишь предлогом для экшена. В «Угрозе» Кальпарсоро впервые предпринял попытку разобраться как в мотивах преступников, так и во влиянии терактов на жизни родственников исполнителей и их жертв.
Таксист Сантини — представитель глубинного испанского народа. У него есть жена и сын-тинэйджер, ради которых он и живёт. В разговоре с супругой по телефону он откровенно заявляет, что семья — весь его мир. На примере Сантини, который совершенно случайно подвернулся под руку выжившему террористу Хамзе, режиссёр показывает, что любой человек, даже максимально далёкий от политики, может стать жертвой злодеев. Для террористов простые горожане — всего лишь сопутствующий ущерб. Страх, охватывающий общественность после совершённого теракта, и есть главная цель. Люди начинают бояться приезжих, а всех подозрительных личностей моментально идентифицируют как возможных преступников.
Зрителю испанский триллер «Угроза» частично может напомнить «Скорость» Яна де Бонта, ведь Сантини против своего желания втянут в планы террористов. На него надели жилет с взрывчаткой, которая сработает, если Сантини прекратит двигаться. Руководитель террористической группировки следит за его передвижениями благодаря прямым эфирам на телеканалах, имея возможность в любой момент дистанционно активировать взрывное устройство.
Сюжетные пересечения со «Скоростью» вовсе не портят ленту Даниэля Кальпарсоро, тем более режиссёрский дебют Яна де Бонта давно является классикой жанра, влияния которой непросто избежать. Однако фильм Кальпарсоро не зря в оригинале называется «Все имена Бога», отсылая зрителя к 99 именам Аллаха. Террорист Хамза одновременно и преступник, и жертва, поддавшийся пропаганде закулисных кукловодов, ищущих исполнителей. Поначалу персонаж кажется жестоким похитителем невиновного, который хотел оказать ему помощь и отвезти в больницу. Но ровно до тех пор, пока Сантини не предпринимает неудачную попытку побега. Хамза легко побеждает немолодого таксиста, но не может его убить, хотя и зол. Возможно, именно привитое верующей матерью убеждение, что убийство — грех в глазах Аллаха (это прямо запрещено многими аятами в Коране), остановило Хамзу в аэропорту, где он так и не нажал на кнопку.
В разговоре с Сантини несостоявшийся террорист говорит, что его куратор утверждал, что в момент максимальной готовности отдать свою жизнь за Аллаха он увидит прекрасные картины рая, но Хамза вспомнил о матери, которая учила его в детстве запоминать имена Бога. Милосердный, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель — среди имён Аллаха нет тех, которые были бы связаны с причинением вреда живым существам. На допросе в полиции мать Хамзы уверенно говорит, что хороший мусульманин не может быть террористом и что её сын стал жертвой манипуляторов, извративших смысл Корана для своих корыстных нужд.
Исламский терроризм — очень сложная тема, в разработке которой легко впасть в крайность и отождествить всех мусульман с террористами. Даниэль Кальпарсоро, несмотря на развлекательный характер большинства своих фильмов, тактично подошёл к этому сюжету. Даже Хамза не изображается откровенным злодеем, ведь в его душе, образно говоря, дьявол борется с богом. Детская вера в милостивого Аллаха столкнулась в сознании Хамзы с внушёнными идеями оправданного насилия ради достижения высших целей.
Режиссёр сопоставляет трагедии родных жертв и террористов на примере семей Сантини и Хамзы. Но если жене и сыну Сантини все сочувствуют, то родственники Хамзы подвергаются нападкам на улицах и в соцсетях, а репортёры дежурят у дверей, дабы сделать пару снимков семейки террористов. По мысли Кальпарсоро, теракты приносят одинаковое горе как пострадавшим, так и родным исполнителей. Гуманистический пафос фильма достигает своего апогея в сцене, где Сантини передаёт чётки для молитвы Хамзы его матери, ведь такова была его последняя просьба.
Возможно, сценарию недостаёт индивидуализированных стражей порядка, которые для зрителя легко сольются в одну большую серую массу, исключая сотрудницу антитеррористического управления Пилар. Она является решительной противницей ликвидации Сантини, хоть он и стал ходячей бомбой. Для неё Сантини не сопутствующий ущерб, а человек, у которого есть семья, работа, планы на будущее. В роли Пилар выступила популярная испанская актриса Инма Куэста («Гори, Мадрид», «Беспорядок после тебя»), которая наделила свою героиню не только привлекательной внешностью, но и убедительной решимостью обойтись без жертв.
Однако главные актёрские удачи — образы Сантини и Хамзы, созданные Луисом Тосаром и Нордином Батаном. Герои на первый взгляд кардинально разные, но в то же время они оба по-своему являются жертвами. Только Хамза был зомбирован экстремистской пропагандой, а Сантини взят в заложники для совершения нового теракта. У режиссёра нет простого рецепта победы над терроризмом, поэтому финал остаётся открытым. Однако его призыв не винить в терактах всех мусульман выгодно отличает ленту от многих бездумных боевиков на эту тему.