Инди-хит кинофестиваля «Сандэнс» о прогулке двух героев по Южному Лондону
На выставке встречаются двое: Дом (Дэвид Джонссон) — молодой человек, который только что плакал в кабинке туалета из-за недавнего расставания, и Яс (Вивиан Опара) — беззаботная и безработная дизайнерка, тоже переживающая разрыв с партнером. Незнакомцы мчатся по улицам Лондона, взахлеб рассказывают истории своей жизни, останавливаясь лишь на острое буррито или горькую встречу с бывшими.
Дебютный полнометражный фильм Рейн Аллен Миллер представляет собой любовное письмо переулкам Южного Лондона. Большинство сцен разворачивается под открытом небом, а помимо сближения героев на экране происходит экскурсия по городу. Звуки машин, крики детей, силуэты горожан на фоне, Колин Ферт в роли продавца в мексиканской забегаловке — все это часть плотной ткани мира, внутри которого Дом и Яс живут, страдают и заново влюбляются. Стилистика картины заслуживает отдельного упоминания: Аллен Миллер использует широкоугольную съемку, чтобы город вокруг вращался в такт движениям героев. Яркие декорации на каждом углу, резкие монтажные склейки и вставки воспоминаний: словом, техническая составляющая двигает историю не хуже, а то и лучше диалогов.
Структура, где два персонажа бродят по окрестностям и беспрестанно разговаривают, тотчас отсылает к трилогии Ричарда Линклейтера. «Улицу ржи» уже успели окрестить наследницей «Перед рассветом», но постановщица выбирает другую интонацию, отличную от линклейтеровской. Вместо неловких взглядов — зрительный контакт, вместо неспешной прогулки — стремительные шаги и поездка на мопеде, вместо нежной печали — гнетущее отчаяние внутри.
Разбитое сердце — лучший друг ромкомов. Зачастую с него начинается повествование, главная цель которого как можно скорее перевернуть страницу и позволить новым чувствам вскружить героям голову. Но Рейн Аллен Миллер сосредотачивается на ноте переживания грусти — нужно время, чтобы раны были как следует обработаны, прошлое осмыслено, будущие шаги обдуманы. Дом и Яс встретились в не самое подходящее время, чтобы завязать роман, — лондонцы по-своему проходят этап болезненного расставания и понятия не имеют, как двигаться дальше. Режиссерка то и дело дает персонажам выговориться, чтобы лишний раз напомнить (всем смотрящим): застрять в одной точке — это не конец. Испытывать злость, бояться собеседований, поставить жизнь на паузу, переехать к родителям и в конце концов рыдать в туалете — все это нормально. Дом и Яс встретились в самое подходящее время, чтобы помочь друг другу разобраться с бардаком внутри.
Но, так или иначе, «Улица ржи» нанесена на карту романтики, а значит, без широких жестов и финального поцелуя не обошлось. Как бы постановщица ни пыталась сделать историю как можно реалистичнее, в конце концов авторка щедро насыпает порцию сантиментов всем любителям жанра. Подобные штрихи, с одной стороны, портят сюжет, с другой — одаривают ощущением комфорта (для чего еще мы смотрим фильмы о любви?). Впрочем, если сейчас действительно происходит возрождение и переосмысление ромкомов, то хочется, чтобы фильмы были хоть капельку похожими на смелый дебют Рейн Аллен Миллер.