Калейдоскоп страшилок о травмах и комплексах, который вернёт вас в детство.
Компания молодых писателей, которые периодически собираются, чтобы поделиться друг с другом своими рассказами, вновь устраивает традиционные вечерние чтения. Новая тема — «Напугай меня» (Scare us, почти так же, как и называется фильм в оригинале): каждый из участников кружка должен придумать страшную историю, связанную с его личными переживаниями. Неудивительно, что одна из них выдаст зловещую притчу об абьюзе, другой — о побеге от самого себя, а третья — об утраченной связи с родственниками. Правда, как и в любом коротком (пускай в этом случае и мрачном) анекдоте, есть один нюанс: друзья собрались прямо после зверского убийства, омрачившего будни маленького городка. Пока они пересказывают страшилки, на улице, а то и с ними в одном помещении разгуливает маньяк — если чем-то эта сходка букинистов и закончится, то только депрессивным кровавым финалом из прозы Эдгара Аллана По.
Формат киноальманаха — один из самых дружелюбных по отношению к современному зрителю. Не успеет он устать от одной короткой истории, как уже начинается новая: с другим темпом, другими героями и, по обыкновению, снятая совсем другим режиссёром. Здесь эту условность ловко обходят самой фабулой: каждая новелла — выдумка очередного неудавшегося писателя из захолустья, а значит, тематически и стилистически некоторые из них даже вступают друг с другом в конфликт. Кто знает, что на уме у горе-литераторов? Одна героиня рассказывает о девушке, которая попадает на запертый склад с жутким священником, охраняющим сундук с неведомым монстром, — эдакий неспешный герметичный триллер. А другая девушка, пережившая потерю родственницы, пытается получше узнать усопшую, но становится жертвой сектантского безумия — тут уже даже в тёмных углах нетрудно распознать вайб «Реинкарнации» и «Реликвии».
Все эти рассказы, само собой, что-то да значат. Перед тем как представить свои истории, писатели сами озвучат нехитрые подтексты: эта, дескать, о границах, которые мы возводим вокруг себя; эта — о потере наследия; та — об отношениях с родителями. Если в другом хоррор-альманахе «З/Л/О» новеллы носили характер ловкого жанрового упражнения над форматом мокьюментари, то здесь, напротив, попытка превратить каждый маленький сюжет в самостоятельную притчу. Наивную, претенциозную, но всё-таки притчу. Здесь абстрактны не только озвученные, кхм, смыслы, но даже злодеи: то ли зомби, то ли вампиры, то ли злые сектанты — поди разбери. «Страшные истории» мило пытаются прыгнуть выше собственной головы: стать не очередным набором скетчей под Хэллоуин, а, как и было озвучено на открытии кружка, личной историей в жанровых декорациях.
Правда, обаяние альманаха не столько в этой притчевости (хотя и в ней отчасти тоже), сколько, напротив, в его несуразности. Просмотр «Страшных историй» — не уникальный, но крайне ценный ностальгический опыт, сравнимый с просмотром телевидения нулевых: 12 часов ночи, ты перещёлкиваешь каналы, на которых в это время показывают второсортные ужастики, и на пару минут задерживаешься на самых интересных сценах. Здесь пульта под рукой, разумеется, нет, но бал правит авторское видение. Что расскажет очередной литератор? Страшилку про маньяка? Хоррор об одиночестве? Неловкую подростковую рефлексию на тему проблемных отношений с отцом? Оставайтесь после театральной паузы между историями — и узнаете.