
Каннская весточка от Нанни Моретти, режиссера «Комнаты сына».
Известный режиссер Джованни (Нанни Моретти) занят съемками новой картины. Действие фильма разворачивается в 1956 году и вращается вокруг Коммунистической партии Италии. Пока советские танки входят в Будапешт, внутри группы итальянских леваков множатся разногласия. Джованни испытывает стресс на съемочной площадке и за ее пределами: главная актриса (Барбора Бобулова) пытается сделать из политической эпопеи слезливую мелодраму, а жена режиссера и по совместительству продюсерка фильма (Маргерита Буй) работает с другим кинематографистом и подумывает о разводе.
Нанни Моретти — синефил и частый гость европейских фестивалей. Одной из известных картин автора является «Комната сына», за которую мастер получил «Золотую пальмовую ветвь». Премьера «Великой магии» тоже состоялась на Лазурном берегу. Фильмы о чарующей силе кино выходят с регулярной частотой: от признаний в любви индустрии в духе «Вавилона» и «Однажды в… Голливуде» до полуавтобиографических картин, этаких наследников «8 с половиной». Помимо «Великой магии» в 2023 году состоялась, например, премьера «Книги решений» — ироничной истории о буднях режиссера от великого фантазера Мишеля Гондри. Моретти тоже обращается к важнейшему из искусств: фильм соткан из рабочих будней кинематографистов, сотни испорченных дублей и споров с актерами насчет той или иной сцены.
Несмотря на то что Джованни работает над фильмом о коммунистах, на экране всплывают задумки и других проектов: истории пловца и влюбленных. Последнее можно связать с личными переживаниями режиссера, от которого неожиданно (для него) уходит жена. Если для Паолы развод — долгожданное событие, то для Джованни — настоящее потрясение. Фантазия об отношениях молодых героев выглядит попыткой кинематографиста взглянуть на прошлое и отыскать момент, когда все пошло наперекосяк. Режиссер гневается на актрису из политической драмы за отход от сценария и сентиментальные отступления, но, кажется, сам в глубине души грезит снять трогательное кино о большой любви.
«Великая магия», под стать жанру, ставит в центр сюжета творца в миг кризиса: Джованни — тиран, гений и безумец в одном лице. Режиссер по ту сторону камеры и на экране иронизирует над собой — человеком, которому словно бы некомфортно в настоящем. Во время встречи с представителями Netflix герою приходится слушать, как изменить фильм, чтобы как можно больше зрителей посмотрели его детище: добавить больше действия, проработать арку героя, приступить к первому поворотному моменту раньше. Ведь продукцию Netflix смотрят в 190 странах — слова, которые сотрудники стриминга повторяют как мантру и заклинание. В сцене с работниками онлайн-платформы Нанни Моретти делает неутешительные выводы: труд итальянца едва ли найдет отклик у широкого зрителя, а состояние современного кино оставляет желать лучшего. Впрочем, с режиссером можно вступить в дискуссию: вопреки огромному количеству необязательного контента, Netflix дает площадку для больших авторов — только за последние месяцы на стриминге состоялись премьеры новых картин Дэвида Финчера и Тодда Хейнса.
Джованни размышляет над финалом картины и делает правки в последний момент. Вместо трагедии — сказка со счастливым концом, которая напрочь стирает границы двух фильмов. Прошлое встречается с настоящим, и на экране возникают актеры, которые когда-либо работали с Нанни Моретти. Парад с красными флагами — то ли личная благодарность режиссера, то ли сновидческая победа коммунизма, то ли встреча выпускников. А может, просто та самая великая магия, благодаря которой возможно все.