Неудачная экранизация одного из самых провокационных произведений лауреата Пулитцеровской премии Филипа Рота.
Филип (Дени Подалидес) — американский писатель, проживающий в Лондоне и критикующий британский антисемитизм. Сюжет фильма строится на череде его отношений с разными женщинами. Встречи с замужней англичанкой (Леа Сейду) сменяются разговорами с бывшей девушкой (Эммануэль Дево) и недовольством супругой (Анук Гринбер). А студия Филипа становится местом для занятий любовью и размышлений о жизненных проблемах.
Арно Деплешен амбициозно берется за творение Филипа Рота — автора, который пусть и занимает важное место в американской литературе, но в то же время вызывает противоречивые чувства. Центральной фигурой его творчества является он сам — непрерывно рефлексирующий интеллектуал. Стоит ли говорить, что попытки перенести текст Рота на экраны — не самое легкое занятие? В особенности это касается первоисточника ленты, книги «Обман», размывающей грань между плодом фантазий и запутанной историей любви. Достаточно честолюбивое произведение (Рот впервые дал герою свое имя), где гетеросексуальный американец еврейского происхождения ломает жизни окружающим женщинам, в плоскости экрана чувствует себя неуютно. Как бы ни хотелось рассматривать кинокартину отдельно от романа, Деплешен не оставляет выбора. Режиссер явно пытается отыскать киноязык, способный соответствовать литературному голосу Рота. Однако при таком подходе работа оказывается чем-то вроде дани уважения американскому творцу — в каком-то смысле единственному зрителю, который мог бы оценить фильм по достоинству (будь он еще жив).
Герои связаны потоком слов. Они могут прерваться на секс, но разговор о нем оказывается гораздо сокровеннее и интереснее самого полового акта. Филип жадно ловит каждое слово любовницы, чтобы после превратить их в изречения героини книги. Является ли все вокруг лишь писательской фантазией? Существовала ли тоскливая англичанка на самом деле? В очередной раз чувствуется сожаление из-за решения российских локализаторов: в оригинале фильм называется так же, как и книга, — «Обман». Потенциально лживым может быть все: и Филип, и его беседы, и оправдания перед женой, что любовница выдумана им самим.
По мере того как Филип взаимодействует с каждой из женщин, становится очевидно, что спутницы приплетены сюда только для развития главного героя. Все их существование вращается вокруг нарциссической мужской фигуры, и если вам вдруг было незнакомо выражение male gaze, то Арно Деплешен готов его объяснить. Кульминацией становится гротескная сцена суда, где Филипа обвиняют в сексизме. Вместо искупления и защиты женщин процесс превращается в способ укрепить статус и с помощью оскорблений оправдать поступки. Не совсем ясно, чего добивался Деплешен: дискредитации Рота или же возможности дать его персоне кинематографическую площадку.
Вызывающая много вопросов адаптация может быть временами поэтичной и красивой. В конце концов, если бы человечество не любило наблюдать за разговорами любовников, Ричард Линклейтер и Вуди Аллен остались бы без работы. Но скудный сценарий и иррациональные психологически сломленные женские персонажи, которые восхищаются претенциозным героем, не могут спасти это кино. Увы, даже магии Леи Сейду оказывается недостаточно.