Забавное и напряженное кино, чьи авторы воспринимают фразу «бетонные джунгли» очень буквально.
Мужчина средних лет (Уиллем Дефо) мастерски проникает в дорогой пентхаус. Судя по всему, квартира принадлежит модному художнику и потому увешана его картинами. Герой крадет несколько произведений искусства, но не может найти главное сокровище — автопортрет хозяина. Из-за замешательства мужчина теряет время, технология «умный дом» дает сбой, напарник-хакер по рации заявляет, что не может ничего сделать. Все двери закрыты. Окна — пуленепробиваемые. Выйти из пентхауса никак нельзя. Телефона у героя нет, когда вернется хозяин — совершенно непонятно.
«Внутри» режиссера-дебютанта Василиса Кацуписа не допускает ошибки многих подобных камерных триллеров и полностью доверяет своему емкому концепту. Здесь не будет ни долгих флешбэков о прошлом главного героя, ни каких-то сумасшедших сюжетных поворотов. Зритель так и не узнает, что за человек этот протагонист, как он докатился до жизни такой и что с ним будет после — финал тут хоть и не совсем открытый, но довольно двусмысленный: при желании его можно трактовать по-разному. Все детали характера и прошлого героя придется выискивать самому. Смотреть, как он реагирует на картины хозяина пентхауса, чем занимается в свободное от попыток побега время и какие сны видит по ночам. Точнее, один сон: Кацупис не перебарщивает с эзотерическим и не уводит историю в абстракцию.
Напротив, «Внутри» — кино очень приземленное. По сути, драма о выживании в диких условиях, где джунгли хитро заменили на ультрасовременную технологичную квартиру. Пентхаус, в котором заперт герой Дефо, — тот же необитаемый остров. В нем также нужно искать способы найти еду (ведь холодильник-то почти пустой) и воду (жидкость из аквариума оказывается непригодной для питья), из подручных материалов мастерить монструозные конструкции, чтобы наконец выбраться из бетонной тюрьмы. Авторы креативно работают с замкнутым пространством «умной» квартиры. Герою приходится сражаться со сломанным отоплением, что-то изобретать с автоматической системой полива растений и искать пищу в неожиданных местах вроде декоративного аквариума. Странно только, что он так и не догадывается, как смыть отходы своей жизнедеятельности в неработающем туалете — видимо, ни разу не переживал плановое отключение воды на пару недель.
В фильме Кацуписа интересные отношения между условно «низким» и «высоким». С одной стороны, это изящное кино про современное искусство — картины постоянно попадают в объектив камеры, проникают в сознание героя. Фильм и сам часто подчеркнуто эстетский: о таких обычно пишут, что каждый кадр можно поставить в рамку. С другой стороны, «Внутри» едва ли хоть сколько-нибудь претенциозен. Возвышенное пространство квартиры в конечном счете нужно, чтобы его разобрать на части и превратить в кучу симпатичного хлама. Разговоры об искусстве кино тем более не интересуют. Оно вообще очень мало говорит — чаще кряхтит, кричит или поет заевший шлягер Macarena.
«Внутри» потрясающе раскрывает талант Дефо именно как физического актера: он не зря постоянно в интервью говорит, что любит на съемках все делать сам, и даже в «Человеке-пауке» Рейми ему нравилось висеть на тросах и выполнять несложные трюки (что было совершенно не обязательно, учитывая, что его персонаж обычно ходит в маске). Здесь ему как раз удается рассказать все о герое исключительно через язык тела: как он двигается, как пытается расслабиться, как нервно раскручивает очередные болты, чтобы в итоге понять, что это ему никак не поможет. Дефо вообще — человек-хамелеон и, пожалуй, один из самых интригующих и всесильных актеров поколения. Уж кто-кто, а он точно давно заслужил вот такой сольный выход. И «Внутри» с радостью дает Дефо место, чтобы показать весь его огромный артистический арсенал: он умеет быть и смешным, и нелепым, и пугающим, и невозможно трагичным.