Неторопливая драма о попытках обрести смысл жизни.
Олег (Владислав Абашин) привык работать круглые сутки и проглядел психическое расстройство жены, лицо которой зрители так и не увидят. Супруга покончила с собой, оставив мужа в депрессии с чувством вины. Олег бросил старую жизнь, сел в электричку, вышел на случайной станции, в лесу встретил мальчика (Егор Попов) и последовал за новым знакомым. Вдовец попал в странную деревню сектантов, верящих не в Бога, а в волны. Представители закрытой общины строят машину времени, которая дарит бессмертие. Олег пытается понять местные правила обитания и встроиться в новую реальность.
«Волны» — новый фильм Михаила Брашинского, бывшего кинообозревателя «Афиши», в начале XXI века ставшего режиссёром. На счету автора всего четыре полнометражных картины, но все необычные и запоминающиеся: драма «Гололёд», зомби-хоррор «Шопинг-тур», документальный фильм «Последний ужин» и теперь притча «Волны». Работу над сценарием Брашинский начал ещё в 2010 году, а закончил только в 2018-м. История съёмок, проходивших в Москве и на турбазе под Тарусой в Калужской области, тоже непростая. Производство пришлось на пандемию коронавируса и переносилось, исполнительница одной из главных ролей заболела, актрису пришлось заменить на Викторию Толстоганову, с которой режиссёр работал ещё над дебютом.
Идейно картина делится на две неравные части. Сначала мы наблюдаем за Олегом сразу после смерти жены. Вдовец избавляется от документов и любых предметов, связывавших его с прошлой жизнью в городе. Олег хочет переродиться, забыть всё, что случилось ранее. Во второй половине чужак разбирается в правилах рутины и основах верования общины. Олег и рад был бы зацепиться за другую реальность, стать своим среди последователей Проводника (Александр Шепс, участник телешоу «Битва экстрасенсов») — лидер секты прячется от посторонних глаз и обращается к пастве лишь с экранов. Но вдовец с недоверием относится и к учению о волнах, напоминающему переработанные труды Николы Теслы, и к машине времени, которая дарит бессмертие. Олег общается с сектантами и пытается понять, как они здесь оказались и к чему стремятся. Новый член общины даже встречает потенциальную любовь — маму Артёма с говорящим именем Вера (Толстоганова).
Особо стоит отметить операторскую работу Александра Кузнецова («Чайки» и «Тибра»). Камера фиксирует мельчайшие изменения внутреннего состояния главного героя. Во время странствий Олега по лесу используется широкоугольный объектив. Камера беспорядочно оглядывается по сторонам, фиксируя спутанность мыслей и растерянность вдовца. В деревне сектантов изображение становится мутно-белёсым. Сначала кажется, что в подобных оттенках можно было бы показать рай и блаженных обитателей Небес, но затуманенный визуальный ряд характеризует сомнения Олега, невозможность стать полноправным членом общины, проникнуться верованием и обрести новую надежду. Мир вокруг иллюзорен и не становится понятнее.
Реальность, показанная в «Волнах», предельно условна, а потому фильм поддаётся любым трактовкам. Это и история неординарной любви, и драма о желании начать жизнь с чистого листа, вернуть радость каждого дня, и притча о вере, и исследование закрытых сообществ, и даже переосмысление института семьи. Для одиноких сектантов, неслучайно оказавшихся в деревне посреди леса, нет никого ближе товарищей, которые приняли учение Проводника. Машина времени и волны дают новый смысл жизни, лишают необходимости думать о сегодняшнем дне, вечно глядя куда-то в счастливое будущее.
В российском прокате 2023 года почти одновременно вышли два фильма о сектантстве — «Снег, сестра и росомаха» и «Волны». В девяностые и нулевые о нетрадиционных верованиях старались лишний раз не говорить — непонятные общины пугали. В сравнении с Романом Михайловым у Михаила Брашинского к сектантам отношение более негативное, хоть режиссёр и никого не клеймит. Автор с пониманием и сочувствием относится к несчастным, которых привычная реальность выбросила на обочину, заставила искать другие пути бытования. Пусть сектанты верят каждому слову Проводника, это частный выбор, способ справиться с невыносимой тоской.
«Волны» — кино авторское, со всеми вытекающими последствиями. На динамичный ритм и экшен рассчитывать не стоит. Фильм скорее является приглашением к размышлению о способах пережить горе и не сойти с ума. Утопический мир картины периодически пересекается со знакомой реальностью, но словно бы случайно. «Волны» — очень герметичное кино, построенное по придуманным режиссёрам правилам. Определённые сходства можно обнаружить даже с «Лобстером» Йоргоса Лантимоса. Только грек гораздо остроумнее Брашинского. Режиссёр придумывает любопытный сюжет, но как будто не знает, что хочет сказать зрителю, оставляя лишь многоточия.