Тим Рот и Ребекка Холл в изощренном очерке отношений абьюзера и жертвы.
Коллекция социальных хорроров со сталкером-британцем пополнилась новым впечатляющим проектом. В отличие от «Рода мужского» Алекса Гарленда и «Преследователя» Хлои Окуно, «Воскрешение» даже не пытается идти со зрителем на какие-либо компромиссы и что-то там разъяснять — режиссер Эндрю Симанс, знакомый российской аудитории разве что по работе над байопиком о Нурееве, снял давящее на психику кино, точечно задевающее бессознательные импульсы и, подобно маститому манипулятору, не отпускающее от экрана до самого конца.
Главная героиня — биолог по имени Маргарет (Ребекка Холл), успешная карьеристка и заботливая мать 17-летней Эбби (Грэйс Кауфман). За пару недель до совершеннолетия дочери Маргарет внезапно сталкивается с Дэвидом (Тим Рот), своим бывшим любовником. Двадцать два года назад Дэвид вовлек ее в изматывающие романтические отношения, в которых сам выполнял роль абьюзера, а Маргарет — его послушной жертвы. Жуткая трагедия смогла разрушить их крепкую созависимую связь, но, увы, не уберегла героиню от хронической мании преследования. Теперь Маргарет кажется, что Дэвид ходит за ней по пятам. А может, так и есть?
«Воскрешение» открывается кадрами абсолютно стабильного, во многом благополучного по меркам современных людей мира, на фоне которого играет нервозная классическая музыка, как бы намекающая зрителю на то, что опасность где-то здесь, совсем рядом — притаилась у порога и уже готова вырваться наружу. Однако опасность эта, при всем своем физическом воплощении — стеклянная гримаса Тима Рота и правда способна вызвать кататонический ужас, — на протяжении всего фильма остается максимально эфемерной. Двадцать два года назад Дэвид действительно был человеком, зловредным токсичным нарциссом, пожирающим (метафорически и буквально) душу каждого, кто рискнет зайти к нему в логово. Но сейчас он лишь призрак бывшего бойфренда, демон, живущий на задворках сознания, сон или скорее кошмар больного разума, уничтожающий его.
Вопрос стабильности текущей реальности, как это часто бывает, решает триггер, который в случае героини Ребекки Холл максимально связан с материнством. Для Маргарет потеря родительского контроля над неотвратимо взрослеющей Эбби — все равно что психологическая смерть, разрушение так долго живущей в ней ложной личности, созданной с целью любить и оберегать чадо, которое, как известно по прошлому опыту, слишком легко потерять.
Сама того не понимая, вчерашняя жертва сама превращается в агрессора — возможно, менее жестокого, но такого же токсичного. Утопая в параноидальном страхе перед преследующим ее образом Дэвида, Маргарет буквально душит дочь контролем, запрещая ей говорить с людьми, встречаться с друзьями, а потом и вовсе выходить на улицу. Параллельно где-то в глубине души героиня Холл проходит собственный путь самурая, вступая в схватку с таким реальным, но все же абсолютно иллюзорным чудовищем, порождением многолетней травмы. Увы, двухчасовое противостояние безопасной реальности и вымышленного ада заканчивается абсолютным триумфом последнего — вероятно, потому что за флером панического страха Маргарет прячется зудящее чувство вины, искупить которую она просто не способна.