Эмоциональное отечественное кино о том, как важно найти общий язык с родителями.
Катя (Юлия Снигирь) с детства чувствовала давление требовательной мамы (Евгения Добровольская), а годы конфликтов только увеличили дистанцию между ними. Несмотря на сложные взаимоотношения, взрослая дочь искренне переживает за родителей и даже срывается с важной встречи на поиски потерявшейся в аэропорту мамы. Исчезнувшая в неизвестном направлении женщина быстро обнаруживается в своей квартире, правда, совсем не помнит, как там очутилась. Вскоре необычному поведению Валентины находится объяснение. Оказывается, эпизодические потери памяти связаны со страшной болезнью. Проглотив детские обиды, Катя всеми силами пытается помочь маме и старается наладить с ней контакт. Однако спасти близкого человека от стремительно прогрессирующей деменции оказывается слишком сложно, особенно когда мама вдруг перестает узнавать тех, кто хочет ей помочь.
Редкая для отечественного кино тема деменции поднимается в фильме не только из художественных соображений. Постановщица Светлана Устинова не просто вдохновлялась лентами вроде «Все еще Элис», но лично столкнулась с проблемой — ее маме тоже диагностировали болезнь Альцгеймера. Своим режиссерским дебютом в полном метре Устинова решила поделиться личными переживаниями и разделить со зрителями собственный болезненный опыт. Впрочем, даже вне этого контекста фильм работает по всем правилам драматургии и вызывает сильный эмоциональный отклик. С таким мощным посылом ковыряться в структуре в поисках недостатков совсем не хочется. Проблемы у фильма определенно есть, но они не настолько критичны, чтобы заострять на них внимание.
Деменция играет важную роль в сюжетном плане, но основным лейтмотивом фильма остаются непростые взаимоотношения женщин из разных поколений. Катя винит маму за детские комплексы, мешающие во взрослой жизни. Валентина все еще журит взрослую дочь за внешний вид, настроение, характер. Между ними пропасть — никакого взаимопонимания. Чтобы показать этот разрыв, Устинова использует всевозможные визуальные метафоры. Во всем многообразии душераздирающих фрагментов особенно выделяется сцена, в которой мать и дочь оказываются по разные стороны толстого стекла. Они не могут услышать друг друга и вроде бы пытаются «сломать этот барьер», но, как показывает практика, стучаться в закрытые двери — это априори провальная затея.
Формально в картине рассматриваются три поколения. Устинова наглядно демонстрирует, что токсичные отношения по формуле «мать — дочь» — своеобразный паттерн поведения, который не зависит от года рождения. Молодая мама Илза (Екатерина Варнава), для которой Катя организовывает детское мероприятие, пытается реализовать свои несбывшиеся амбиции примы балета через не заинтересованную в танцах дочь Майю (Александра Бабаскина). Катю мама тоже заставляла петь в хоре — болезненные воспоминания от провального выступления с детского утренника до сих пор преследуют героиню. При этом критика поведения матерей оказывается весьма условной — так или иначе, любые поступки женщин нежно объясняются авторами как акты проявления слепой родительской любви. Илза ради дочери готова опозориться на празднике, надев на себя балетную пачку. Валентина же на самом деле всегда поддерживала Катю, а детские воспоминания о маме-тиране оказались преувеличением.
В визуальном плане особенно удачно смотрятся холодная цветовая палитра и стерильные ландшафты, которые олицетворяют созданный между героями микроклимат. И речь не только о семейных узах мамы и дочки. Прохладные отношения также наблюдаются между родителями главной героини — ее отец и мать давно не живут вместе. Связь Кати с гражданским мужем Стасиком (Семён Серзин) тоже нельзя назвать теплой. Хотя у молодого человека нет диагнозов, он, как и Валентина, забывает про день рождения Кати. А когда девушка переезжает к маме, Стас даже не замечает ее отсутствия — слишком занят тестированием видеоигр. События фильма, кстати, развиваются отнюдь не зимой, как может показаться из названия. И хотя время года, кажется, так и не упоминается напрямую, судя по зелени в кадре, можно предположить, что семейная драма разворачивается на фоне прохладного питерского лета.
Отдельной похвалы заслуживает Евгения Добровольская, которая сотворила на экране настоящую магию. Актриса гениально отыгрывает и требовательную мать, и абсолютно потерянную женщину. При этом в таких диаметрально противоположных и сложных образах Добровольская остается очень естественной и правдоподобной. Юлия Снигирь со своей ролью справилась хуже. Хотя внешний вид подобран безупречно, в некоторых сценах актриса играет слишком старательно, чересчур методично, излишне театрально — настолько, что даже как-то обидно. Снигирь уже взялись оправдывать за невнятный характер ее героини, мол, там просто нечего играть, но Катя — персонаж очень реалистичный, просто чуда не произошло.
Несмотря на эмоционально тяжелую тему, в картине нашлось место для легкого юмора. Создатели фильма не душат зрителей тотальной безысходностью, а разбавляют суровые эпизоды ироничными шутками. Чего только стоит появление на пороге маминого дома Катиного папы (Александр Лыков). Но даже с учетом всех забавных моментов интонационно «Время года зима» — кино невыносимо грустное, дискомфортное, изматывающее. Смотреть такое любит не каждый, но ценитель жанра работу Светланы Устиновой точно оценит. Драма о семейном горе рвет сердце на части, так что после сеанса готовьтесь собирать себя обратно по кусочкам. И не забывайте о главной цели этого киноэкспириенса — позвоните маме.