Ловкое жанровое упражнение, которое поможет вам проводить зиму
Ловкое жанровое упражнение, которое поможет вам проводить зиму.
Узнав о том, что мать находится при смерти, Дарби (Хавана Роуз Лью) сбегает из рехаба, угоняет машину и отправляется к больной родственнице через паутину автострад и развилок. Планы девушки портит нагрянувшая метель: дороги перекрыты, полиция советует всем автомобилистам найти укрытия и героине не остаётся ничего, кроме как остановиться в местном информационно-туристическом центре. Там ей предстоит провести ночь с идеальными незнакомцами: бывшим морпехом (Деннис Хейсбёрт), его женой (Дейл Дикки), скромным красавцем (Дэнни Рамирес) и пугающим аутичным пареньком (Дэвид Рисдаль). Пытаясь поймать связь, Дарби выходит на улицу и видит, что в одной из машин лежит связанная девочка. Кто-то из четвёрки — преступник, и теперь ей надо выяснить, кому принадлежит фургон и как спасти пленницу.
Сценарий «Выхода нет» — настолько знакомый жанровый конструкт, что его отголоски видны в десятках других сюжетов. Заснеженная хижина с подозрительными лицами — сеттинг из тарантиновской «Омерзительной восьмёрки», поиск психопата среди окружающих — каркас романов Агаты Кристи, а безумные сюжетные повороты, которые ожидают зрителя во второй половине — признание в любви к причудливым триллерам М. Найт Шьямалана. Это кино вы видели сто раз, но даже в сто первый оно неизменно интригует и заставляет нервно поглядывать на часы.
История здесь развивается по добротной жанровой методичке. Героиня обременена тяжёлой травмой, а противоборство с преступником должно отзеркалиться её внутренним конфликтом — зависимостью от наркотиков, которое разрушило не только жизнь Дарби, но и будущее всей её семьи. Подозреваемые из туристического центра, как выяснится, тоже не так уж и просты: за масками семьянинов, фриков и альфа-самцов скрывается то ли личная трагедия, то ли злобная гримаса. Неудивительно, что «Выхода нет» это экранизация романа — уж слишком взаимосвязаны сюжетные линии и поступки героев, слишком логично одно событие приводит к другому, ещё более ожидаемому.
За эту предсказуемость «Выхода нет», пожалуй, можно даже снисходительно поругать — но есть ли смысл? Фильм Дэмиена Пауэра чрезмерно синтезирован, лишён всякой жизни и сюжетной изобретательности: он взращён не в уме автора-демиурга, а в герметичной студийной пробирке. И всё-таки в его искусственности тоже получится найти шарм. Если режиссёры-ревизионисты жонглируют штампами и переизобретают жанр, то здесь речь идёт скорее о ремонте старой конструкции. Собрать эффектный аттракцион, высмеивающий шаблоны, на самом деле ничуть не сложнее, чем заставить работать заржавевшую развалюху.
А у Дэмиена Пауэра она неожиданно оказывается на ходу. Может, слегка потряхивая и тормозя на полпути, но к пункту назначения «Выхода нет» добирается без явных аварий. Ближе к финалу снег во всей округе окрашивается в багровый, персонажи гибнут один за другим, а своих от чужих отличить окончательно становится непрсото. Учитывая, что события фильма разворачиваются во время метели, это кино можно назвать жутким гимном уходящей зиме: природа, как и печальные герои, трансформируется и расцветёт, а где-то там, вдали от вечной мерзлоты, всегда будет крыться надежда на лучшее. В завершении такого резвого аттракциона толика позитивной экзистенциальной поэзии лишней не будет.