Пронизанный болью полуавтобиографический дебют американского художника Тайтуса Кафара.
Успешный современный художник Таррелл (Андре Холланд) готовится к новой выставке на тему травмирующих воспоминаний из детства. Неожиданно спустя много лет отсутствия возвращается его наркозависимый отец (Джон Джелкс), который смог побороть болезнь и теперь хочет наладить отношения с сыном. Таррелл не готов отпустить старые обиды, поэтому пресекает любые попытки воссоединения. На примирении настаивает набожная мать художника (Онжаню Эллис): она простила бывшего мужа за причиненные страдания и пытается убедить сына последовать ее примеру.
«Выставка прощения» — полнометражный дебют звезды американской арт-сцены Тайтуса Кафара, чьи картины представлены в коллекциях Метрополитен-музея и Нью-Йоркского музея современного искусства. Художник обращается к сложным социальным проблемам и пытается переосмыслить историю через призму судеб афроамериканцев. Стилистическая индивидуальность его работ выражается в намеренно закрашенных или вырезанных с холста фрагментах, частичном измельчении готовых полотен, трехмерной драпировке выставленных произведений и демонстрации картин в мятом виде.
Путь профессионального художника в киноиндустрию начался с короткого метра: в 2022 году его документальный фильм «Заткнись и рисуй» даже попал в шорт-лист премии «Оскар». «Выставка прощения» — логичное развитие творческой карьеры Кафара. В терапевтическую драму о межпоколенческих травмах и целительной силе искусства начинающий режиссер вложил всю душу: полуавтобиографическую канву сюжета обрамляют важные для личной истории картины художника.
Свое кинематографическое полотно Кафар пишет с высокой самоотдачей, но преимущественно широкими мазками. Центр повествовательного холста занимает вдумчивый портрет душевно израненного художника, который создает шедевры благодаря внутренней злости и использует искусство как способ отрефлексировать старые обиды. В то же время изображение отчужденного отца написано почти пунктирно: причина наркозависимости проговаривается как бы между делом, и даже флешбэки не дают полной картины. Галерею представленных образов дополняют жена и мать главного героя, но обе обозначены в общих чертах. Складывается впечатление, будто начинающий постановщик пытается выдать за полноценную выставку экспозицию с одной завершенной картиной в окружении бегло набросанных эскизов.
Неудивительно, что в работе над кинематографическим материалом взгляд профессионального художника сфокусирован именно на визуальной составляющей, а не на повествовательной части. Возможно, Кафар пока не слишком силен в драматургии, зато тонко чувствует художественную композицию. Его творческое видение в полной мере помог раскрыть талантливый оператор Лачлан Милн («Минари»): благодаря теплой цветокоррекции и стилистически безупречной картинке от ленты сложно оторвать взгляд.
Несмотря на вроде бы блеклый сценарий, «Выставка прощения» не лишена эмоциональной глубины, которой удалось достичь благодаря сильным актерским работам. Андре Холланд («Лунный свет», «Больница Никербокер») в роли терзаемого кошмарами прошлого художника демонстрирует широкую палитру эмоций и убедительно передает душераздирающую смесь боли и гнева. Театральный актер Джон Джелкс, в свою очередь, выжимает максимум из образа наркозависимого отца, вызывая одновременно неприязнь и сочувствие. Вместе они создают пронзительный дуэт, который придает картине драматическую силу.
Лирический сюжет о попытках наладить давно утраченную связь между отцом и сыном служит иллюстрацией поколенческого конфликта и вытекающих из него психологических травм. В повествовательную канву также вплетены сентиментальные размышления о трудности прощения, честный разговор о родственных связях и экзистенциальная рефлексия на тему становления личности.
Трезвый взгляд на концепцию прощения отличает горькую семейную драму Тайтуса Кафара от типичных сюжетов о примирении. Режиссер избегает показного оптимизма и открыто признает неудобную правду о вполне объяснимом нежелании эмоционально травмированного человека принимать извинения от причинившего душевную боль обидчика. В конце концов прощение хоть и несет позитивные изменения в будущем, но исправить прошлое оно все же не может.