Неудачное жанровое упражнение Александра Ажа с тонной религиозных отсылок и незамысловатой интригой.
В густой чаще леса стоит домик. Там живут Мама (Холли Берри) и два мальчика: Нолан (Перси Даггс IV) и Самюэль (Энтони Би Дженкинс). Они переехали в хижину после того, как сверхъестественная сила под названием «Зло» уничтожила почти все население планеты. От нападок нечисти защищает ряд ритуалов. Например, нужно выходить из дома, предварительно обвязавшись веревкой, — иначе монстры утянут тебя и завладеют душой. А еще надо игнорировать незнакомцев, которые появляются посреди дома: Зло маскируется под обычных людей. Проблема в том, что мертвецов и посланников Зла видит только Мама. И чем быстрее Нолан с Самюэлем взрослеют, тем чаще они задаются вопросом: возможно ли, что все истории про чудищ — выдумка?
Когда-то режиссер Александр Ажа был новым голосом французского экстрима и голливудских хорроров: что снятый на родине слэшер «Кровавая жатва», что «У холмов есть глаза», что «Зеркала» отличались жестокостью, хладнокровностью и европейским неистовством гран-гиньоля, недоступными современному американскому кино. Но постановщик быстро адаптировался, осел в студийных реалиях и поставил авторский почерк на поток. Новые работы Ажа все меньше напоминали полнометражное авторское кино и все больше — жанровые упражнения для фонового просмотра на стримингах. Семья застревает в доме, под завязку набитом голодными крокодилами. Женщина просыпается в криогенной камере и не знает, как сюда попала. Наконец, мама с детьми живут в лесу и обвязываются канатами, чтобы их не унесли злые духи.
Поначалу «Затерянное место» цепляет богатством деталей. Помимо необычного трюка с чудо-канатами нам показывают и другую сторону быта семьи: если у Мамы есть малейшее подозрение, что кто-то заражен, его отправляют в подпол; а во время голодовки и неурожая герои поедают кору деревьев и даже задумываются об убийстве любимой собаки — что угодно, лишь бы не выходить в опасный город и не рисковать жизнями всей семьи. Собственно, почти все интересные эпизоды фильма напоминают сцены из реалити-шоу про выживание. Только с учетом эстетики паранормальной религиозной хтони, окутавшей целый мир.
Проблемы начинаются, когда сценарий неуверенно топчется вокруг одной-единственной интриги: кто такая Мама — заботливая глава семьи, которая действительно видит посланников Зла, или сумасшедшая женщина с трагической судьбой, держащая собственных детей в заложниках? К ответу приближают так неспешно, что, кажется, даже случайный зритель решит все для себя уже после получаса. Завязка «Затерянного места» напоминает начало типичных шьямалановских триллеров о вере вроде «Знаков» и «Стекла»: героев, а вместе с ними и зрителя заставляют сомневаться в на первый взгляд объективной реальности — и хотя бы на секунду допустить, что мир не так прост. Вот только режиссер «Шестого чувства» мастерски заигрывает с аудиторией с помощью бесконечных сюжетных поворотов. Фильм Ажа же, напротив, пытается сохранять интригу только с помощью диалогов — сыновья каждые 10 минут лениво спорят о том, выдумала ли Мама «Зло».
Главное поражение Ажа на съемочной площадке — в полной безэмоциональности картины. Даже в позднем периоде постановщик находил как повеселиться: в «Пираньях» и «Капкане» показывал красочные сцены насилия животных над людьми, в «Рогах» — эпатировал абсурдным сюжетом, а в «Кислороде» пугал герметичной съемкой и чувством неопределенности. «Затерянное место» не может похвастаться ничем: вышло ремесленническое кино с самым базовым конфликтом — историей о детях, которые начинают сомневаться в авторитете взрослых и самостоятельно познавать мир. Ажа отказывается от хитрых кульбитов камер, ультранасилия и грязной эстетики: вместо былого эпатажа режиссер презентует вылизанную коммерческую картинку, пару-тройку джампскейров и избитые размышления о подростковом бунте.