Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на хоррор «Тихое место: День первый»: Пошумим?

Неплохой приквел об инопланетянах с нежным слухом = знакомая давно освоенная формула + приятные нововведения. 

Добавить в закладки

Трейлер

У девушки по имени Сэм (Люпита Нионго) неизлечимая стадия рака. Осознавая скорую смерть, она отправляется в небольшое городское приключение: сначала в кукольный театр, а затем в пиццерию в Гарлеме. В этот момент Земля подвергается инопланетному вторжению – героиня, которую уже ничем не напугаешь, сталкивается с английском студентом Эриком (Джозеф Куинн). Вместе со случайным встречным и с любимым котом Сэм попытается пережить, мягко говоря, непростой день. И главное – сделать это без лишнего шума, поскольку пришельцы остры на слух и фиксируют даже малейший шорох.

Лупита Нионго в роли Самиры на кадре из фильма «Тихое место: День первый»

Лупита Нионго в роли Самиры на кадре из фильма «Тихое место: День первый»

Нью-Йорку к вторжениям монстров не привыкать – каждое десятилетие подбрасывает сюрпризы, начиная от регулярных визитов Годзиллы с Конгом и заканчивая инопланетным существом из «Монстро». Чем хуже работает стратегия национальной безопасности, тем лучше для Голливуда. А вот как бороться с пришельцами, которые мгновенно реагируют на малейший звук, да еще и в условиях одного из самых шумных мегаполисов мира? В концепте – главная хитрость приквела «Тихого места», ожидаемо перебравшегося из небольшого одноэтажного городка и лесной чащи в Большое яблоко. 

Джозеф Куинн в роли Эрика на кадре из фильма «Тихое место: День первый»

Джозеф Куинн в роли Эрика на кадре из фильма «Тихое место: День первый»

Режиссер фильма Майкл Сарноски (он поставил довольно симпатичную «Свинью» с Николасом Кейджем) смекнул, как заставить молчать стрекочущий, кричащий и вечно говорящий Нью-Йорк. Нам даже напомнят в начале, что повседневный гул в городе равен 90 децибелам – почти как шум движущегося железнодорожного вагона. Примиряет, мотивирует и образумливает всех катастрофа – только здешние разрушения вызывают в памяти не эпизоды 11 сентября (кинематограф, в принципе, любые ассоциации на этот счет старательно обходит стороной), а скорее антураж от фантастических фильмов Стивена Спилберга, в особенности «Войны миров». Там тоже городская жизнь превратилась в руины усилиями недружелюбных пришельцев. 

Среди сильных приемов в арсенале приквела – боевое вступление, которое бросает зрителя в омут кинематографической стихии, знакомой по предыдущим фильмам Джона Красински, в первую очередь, акцентом на звуковых эффектах (вот ради чего надо занимать места в кинозале, а не ждать домашнего релиза). Масштабы происходящего иной раз задвигают на задний план и отдают на откуп воображению – экономия на пафосе позволяет достигнуть сильного эффекта. Да и потом, большая трагедия развернута на фоне маленькой: для больной раком Сэм (Люпита Нионго) поход в пиццерию становится последним важным квестом в жизни. «День первый» поднимает вопрос о мотивировках персонажей в хорроре заново и по большему счету делает его праздным – к чему должны стремиться герои в разгар апокалипсиса? Да к самым простым радостям.

Джозеф Куинн в роли Эрика на кадре из фильма «Тихое место: День первый»

Джозеф Куинн в роли Эрика на кадре из фильма «Тихое место: День первый»

В напряженных секвенциях фильм Сарновски не так проворен, как хотелось бы. Плюс на него давит слава двух вышедших картин – все уже было, а правила выживания на первый взгляд казались экзотичнее и непредсказуемее. Но приквел неплохо компенсирует отработанные трафареты актерской связкой – острые ощущения скорее дополняют компанейское взаимодействие Лупиты и Джозефа. Экспрессия персонажей с багажом тяжелых судеб дает фильму искомый драматический эффект. Уход от общего к частному срабатывает – «День первый» не стесняясь локализует масштабы инопланетного кошмара, а из сюжета отступают даже самые очевидные разъяснительные эпизоды. Авторов тоже можно понять – базовые моменты уже с успехом разжевали в приключениях семьи Эббот. Так что Сарновски предлагает не зацикливаться на вопросах и ответах, погружая зрителя в урбанистическую нервотрепку.

Сознательно или нет, но режиссер определенными приемами даже напомнит свою дебютную «Свинью» – и не только тем, как грамотно выдержан баланс между инди-драмой и большим фильмом за круглую сумму. Если Кейдж искал похищенную свинью – охотницу за трюфелями, то в «Дне первом» главной звездой картины становится кот Фродо (роль исполнили коты Шницель и Нико) – важный агент сюжета, не просто милое существо, с которым носится героиня, но и пример непоколебимости духа и доблести: в ситуации, когда шум смерти подобен, он даже не рискует мяукнуть (зрительские симпатии обеспечены). В остальном приквел «Тихого места» работает по схеме: рассказать о том же, расставить те же акценты и даже наступить примерно на те же грабли. Если существуют зрители, для которых новый фильм окажется первым в серии, то они, вероятно, захотят ознакомиться с двумя другими. Для остальных же приквел – добротный повод отдаться молчаливому ритуалу и соблюсти тишину. Ее любит кинозал, теперь полюбили и мегаполисы. 

Текст: Константин Мышкин
3 комментария
А
По мне так подобрали персонажей идеально. именно так чтобы никаких там романтических чувств и в зачатке не было. И концовка приятно удивила.
Необычный выбор актёров на главные роли. Визуально - максимально неподходящая друг другу пара, ну на мой вкус как минимум
Скрыть 1 ответ
1 ответ
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?