
Настало время надеть штаны!
Мир первой Kingdom Come: Deliverance был недружелюбен к новичкам, местами раздражающе подробен и реалистичен, а сверху шел слой отборных багов, еще сильнее усложняющих и без того нелегкую игру. Те, кто проникались симулятором средневекового крестьянина, получали специфические, но уникальные ощущения от необходимости учиться читать, драться на мечах, преодолевать социальную иерархию в средневековой Европе и даже пить (не воду, само собой: распитие спиртного здесь — целое искусство). Вторая часть сделана по принципу «все то же самое, только больше и жирнее». За исключением багов, пожалуй, за всю игру я всего раз застрял в дверях чужого дома, за что быстро был объявлен в розыск хозяевами, решившими, что я вор.
Довольно длинное начало игры знакомит с персонажами и быстренько вводит в курс дела: на дворе 1403 год, король Богемии Вацлав IV борется с иноземными захватчиками из Венгрии, возглавляемыми младшим братом Сигизмундом. Наш герой по-прежнему фоново ищет тех, кто сжег его родную деревню в первой части, а пока первоочередная задача — сопроводить лучшего друга, дворянина Яна Птачека, к другому знатному господину, чтобы попросить военной помощи. Увы, довольно быстро бравые рыцари попадают в засаду, лишаются всего и вынуждены сызнова строить жизнь, стараясь достичь главной цели.
Неудачником в сиквеле поначалу чувствуешь себя еще сильнее, чем это было в первой части: вся игра — это своего рода преодоление собственного ничтожества. В момент, когда ты вылезаешь из колодок после некоего происшествия (и, собственно, начинается полноценная игра — это навскидку спустя минимум три-четыре часа геймплея), ты оказываешься гол как сокол: умение читать не поможет, если твоя рубаха в грязи, словно ты только что в хлеву со свиньями лобызался. И начинается типичная «Кингдом Кам». Есть цель — попасть к дворянину Отто фон Бергову, живущему в замке, а как ты это сделаешь — твои проблемы.
Тем, кто играл в первую часть, объяснять, что именно дальше будет, не нужно, потому что отличия от оригинала пусть и значительные, но скорее вширь, а не ввысь. Например, заново переработана система репутации: в разговоре с любым персонажем повлиять на развитие может множество факторов, от молвы о герое в народе и совершенных подвигов до выбранной одежды и наличия грязи/крови на ней. Любители рассекать округу в одном исподнем, как это можно было делать во имя дури в условном «Скайриме», останутся с фиговым листиком: в таком виде никто с вами нормально разговаривать не будет. Интересно, что многие диалоги в игре можно «вывезти» чисто на красноречии — а еще, например, на навыке «пития».
Алкоголизм в игре вообще может стать спасением во многих ситуациях: уже на первом большом задании (чтобы проникнуть в замок дворянина, вам придется попасть на свадьбу его родственника под каким-то предлогом) вы можете просто прийти и от души нахлебаться вместе с гостями, очаровав всех таким образом и добившись цели. Правда, зависимость от вина, которая в игре тоже есть, — штука неприятная, и от ломки избавиться будет нелегко (хотя и, конечно, легче, чем в жизни). В таких нюансах — вся игра. Можно просто договориться обо всем (не всегда, но во многих случаях). Можно пойти и набить кому-нибудь морду. А можно, выполняя побочный квест, напоить определенного персонажа, а потом его убить в лесу, пока он лыка не вяжет. Выбор за вами, главное, не забыть отмыть кровь.
В этой удивительной, ставшей еще более комплексной свободе действий, ограниченных лишь физическими преградами на пути героя, — вся суть KC:D2, и это либо отпугнет вас, либо очарует с первого же опыта варения алхимических зелий вручную. Мир игры пустоват, зато по-настоящему огромен, а в местных лесах можно заблудиться. Благодаря обновленной боевой системе (чуть более дружелюбной: например, нижняя стойка для удара теперь всего одна) вы больше не чувствуете себя ребенком, схватившимся за батин меч, но спуску вам по-прежнему никто не даст, и даже один противник может стать серьезной проблемой. Чтобы сделать меч в кузнице, придется натурально ковать железо, пока горячо, но не перековать — мини-игра с наковальней весьма увлекательна. Чуть позже откроется вторая огромная локация, и мир игры станет в два раза больше, как и вообще всего остального, от развлечений до типов заданий (будут даже полноценные осады замков).
Понадобится немало времени (и терпения), чтобы пройти игру до конца — уж слишком это огромная, комплексная и очень красивая RPG, в которой можно провести десятки и сотни часов и все равно не найти все, что спрятано. Ее зачем-то сравнивают с третьим «Ведьмаком» — видимо, потому что тоже восточноевропейский геймдев, но там, где разработчики из Польши заботливо расставляют метки на карте, их чешские коллеги предлагают игроку искать решение любых проблем самому. В новой части вопросов, как быть и что делать, стало еще больше, и в поиске ответов (как раздобыть нормальную одежду? как попасть на свадьбу? почему у коров в игре бесконечная стамина?) вся суть Kingdom Come: Deliverance 2.
Игра может вам категорически не понравиться — своей хардкорностью, необходимостью тратить много времени на, казалось бы, пустяковые вещи вроде поиска новых штанов и просто спецификой симулятора средневекового бомжа, который должен вернуть себе былое величие. К слову, многое зависит от вашего отношения к первой части, это буквально она же, просто еще более подробная и навороченная. Но если уж игра вам понравится, то вырваться из Богемии будет сложнее, чем оторваться от длинного, уже давно во всем понятного и знакомого, но невероятно увлекательного сериала сезонов эдак на восемь (минимум). Безусловно, одна из лучших игр года, но уже не такая оригинальная и необычная, как в первый раз.