Клим Шипенко выставляет Золушку против Наполеона.
В прокат выходит продолжение «Холопа» Клима Шипенко – второго самого кассового фильма страны и полюбившейся многим истории о перевоспитании мажора кнутом и крепостным правом. Исправившийся Гриша (Милош Бикович) руководит экоотелем в стиле русского наива, разбитым на месте проведения психологических экспериментов над героем, отец его Павел (Александр Самойленко) расширяет гостиничный бизнес за счет выкупленной по блату усадьбы, а где-то в петербургских каналах срывается в пьяный угар избалованная героиня второго фильма Катя (Аглая Тарасова). Оборзевшая от безнаказанности и шампанского дочь федеральной чиновницы (Наталья Рогожкина) угоняет полицейский катер, распугивает мирных граждан на сапах и паркуется в прибрежном кафе, прямо у ног обедавшего там Гриши. Суд дает девушке два года колонии, чиновница под камеры обещает, что дочь понесет законное наказание, как и должно преступнице, но спустя какое-то время Гриша видит Катю в бизнес-джете, летящем из Дубая в Москву, все такую же пьяную и шальную.
Бывший мажор, в котором терапия пробудила ярую ненависть к несправедливости, решает перевоспитать Катерину с помощью проверенных на собственной шкуре средств. И параллельно влюбиться в нее, конечно, ведь прежняя спутница героя Лиза (Александра Бортич) из сиквела испарилась. Гриша собирает знакомую по предыдущему фильму команду, но хочет обойтись без помощи психотерапевта Льва Арнольдовича (Иван Охлобыстин) и отца (тот просто не дает на затею сына денег, да и занят потенциально надвигающимся разводом). Катю похищают, переодевают в крестьянское рубище и оставляют в сарае. Дело принимает скверный оборот практически сразу: без четкого сценария и режиссуры импровизации Гриши чуть не приводят к трагедии, и за проект приходится браться прежним героям. Но теперь цель не только перевоспитание дочери чиновницы, но и завершение терапии Григория, который хоть и перестал быть мажором снаружи, но так и остался избалованным мальчишкой внутри.
Клим Шипенко в «Холопе 2» заметно отдыхает, следуя проверенному принципу сиквелизации – то же самое, но масштабнее. Кроме основной героини перевоспитывают теперь сразу нескольких человек: Павел учится быть лучшим отцом и мужем, Гриша – лучшим сыном и человеком (опять), а Лев Арнольдович –– лучшим режиссером, способным не только вести героев по жесткому сценарию, но и делегировать полномочия. Монголо-татар заменили на французов во главе с Наполеоном (бюджетный перформанс Павла Деревянко), мечи и луки – на ружья и пушки. Персонажи перебираются из небольшой деревни в чистом поле в полноценный замок с внушительных размеров прилегающей территорией.
Однако в качественном отношении «Холоп 2» прибавить веса отнюдь не смог. На экране разворачивается буквально идентичная история, пусть акценты сместились с личного на общественное. По ходу сюжета Катя не только искоренит в себе позорные замашки золотой молодежи, но и познает суть истинного патриотизма, поставив во главу угла не себя, а Отечество. Подобный пафос, стоит отдать Шипенко должное, регулярно сбивается комичными деталями и общей атмосферой деконструкции, но сути дела гэги, конечно, не меняют: баланс между кино и агиткой явственно смещен в сторону последней.
Впрочем, ничего дурного, кроме безалаберной игры Биковича да пары неряшливостей, вроде попадающего в кадр микрофона (что, вероятно, исправят к зрительской премьере), в фильме найти не получится. «Холоп 2» стерилен как обыкновенный голливудский праздничный проходняк. Сюжетные повороты непредсказуемы только для Гриши, из-за чего за героев не получается переживать по-настоящему, зрители с самого начала понимают, что все закончится хорошо. А качество картинки, звука и режиссуры говорит только об одном: люди пришли на работу, спокойно выполнили ее и с чистой совестью разошлись по домам. Так функционирует индустрия в мире, настроенном на непрерывное производство контента, и это нормально.
От просмотра «Холопа 2», безусловно, можно получить удовольствие, как от дежурного похода в только что открывшийся ресторан. Но выйдет ли вспомнить вкус блюд через несколько дней – вопрос дискуссионный. В любом случае за продолжение банкета зрители давно проголосовали рублем, и есть стойкое ощущение, что на наших глазах рождаются следующие «Елки». В финале герои, наслаждаясь залитыми солнцем каналами Петербурга (а не какого-то там Парижа), обсуждают любовь к масштабу. Но, кажется, совсем забывают, что именно такие амбиции погубили Наполеона.