
Завещание канадского enfant terrible становится кульминацией его творчества и путеводителем по миру семейных травм.
Квебек, 1991 год. Живущие по соседству семьи оказываются в центре скандала: девочку Мирей (Жасмин Лемее) ночью едва не изнасиловал старшеклассник Логан (Пьер-Габриэль Ляжуа). Спустя 28 лет женщина (Жюли ЛеБретон) возвращается в родной город на похороны матери (Энн Дорваль). Её приезд запускает череду болезненных воспоминаний для всех родственников.
Канадский вундеркинд Ксавье Долан с кино, кажется, покончил. Режиссёр в недавних интервью подчёркивал, что «не видит смысла посвящать столько времени проекту, который никто не увидит». Искусство бесполезно, всё вокруг разваливается — категорично угрюмится Долан, при этом, конечно, лукавя. Его первый в карьере сериал «Ночь, когда Логан проснулся» долго и безуспешно пытался найти выход к зрителю: дебютировал на канадском стриминге осенью 2022-го, на Netflix оказался спустя год. Однако и для режиссёра, и для аудитории эта лебединая песня закроет многие гештальты, вновь поразит свойственной долановскому резюме семейной тематикой, а главное — докажет творческую ценность режиссёра, сильно разочаровавшегося в профессии и мире.
«Ночь» является своеобразным сиквелом долановской драмы «Это всего лишь конец света» 2016 года, важным дополнением к лентам «Я убил свою маму» и «Мамочка», прославившим постановщика в поп-культурном сознании. В лишённой тепла и света киновселенной царят фамильные секреты и кладбищенская атмосфера, а главенствующим остаётся мотив вечного возвращения (в данном случае — изгоя к отвергающим родственникам). Трагедия граничит с пародией и кэмпом, участники спотыкаются в попытках найти баланс, не выдерживают никакой дистанции, с шёпотом, криками, увеличительным стеклом исследуют каждый миллиметр семейной материи. «Ночь» как opus magnum Долана становится последним словом подсудимого перед приговором — обвинительным, одновременно оправдательным, непременно освобождающим.
Мирей Ларуш (Жюли ЛеБретон) ненавидит своё сокращённо-ласковое прозвище Мими. Оно напоминает о детстве, собственной семье, баллотирующейся в мэры Квебека матери Мадлен (Энн Дорваль), популярном брате-футболисте Жюльене (Элайджа Патрис), соседе Логане (Пьер-Габриель Ляжуа) — том самом «краше», который совершил немыслимое. Спустя 28 лет, в 2019-м мать умирает, а Жюли, ставшая танатопрактиком, по горькой иронии и завещанию приезжает забальзамировать её тело для похорон. Сиблинги снова вместе — на протяжении следующих пяти серий им предстоит эксгумировать своё прошлое, сотканное из травм и лжи, всмотреться в бездну отражений, принять и отпустить.
Актёрский ансамбль «Логана» — творческая удача, скрепляющая сериал. Основное внимание приковывают ЛеБретон и Патрик Хивон (повзрослевший Жюльен), чья взаимная ненависть друг к другу имеет невидимые стальные корни. Дорваль вновь безупречно подтверждает статус музы Долана, местами неотличимо напоминает сестру-двойника то ли Изабеллы Росселлини, то ли Аннетт Бенинг. Сам Долан занял роль младшего брата Жюли, хрупкого панка Эллиота, только что вышедшего из рехаба, готового срочно туда вернуться из-за душевных терзаний и наркозависимостей. Именно актёры помогают шоу обрести правильный темп, оправиться от предыдущего долановского поражения, ужасающе безвкусной и бесформенной «Смерти и жизни Джона Ф. Донована», где никакой голливудский лоск не спасал.
Как и в случае с «Концом света», Долан обращается к литературному первоисточнику — одноимённой пьесе канадского драматурга Мишеля Марка Бушара 2019 года. Режиссёру удаётся выстроить мрачный семейный антураж, добавить жанрового разнообразия (триллер с детективом), позволить зрителям ощутить себя незваными гостями на безутешном реюнионе, поминках по утраченному счастью. В кадре непременно тесно, но Долан, подобно знаменитой сцене в «Мамочке», выдумывает всё новые способы расширить пространство, уйти от династических пошлостей, найти прибежище юмору и терапевтическому милосердию.
Под щемящий саундтрек Ханса Циммера «Логан» напоминает детскую шкатулку, полную игнорируемых, заржавевших реликвий, и одновременно последний сезон «Наследников». Долан выдерживает напряжение, приводит к угадываемому финалу, который в нынешнем времени воспринимается ещё более пронзительно; галантно прощается. «Ад пуст. Все бесы здесь», — цитирует режиссёр Шекспира в одном из эпиграфов: по-вундеркиндски важничает, но по-прежнему лучше всех осознаёт тяжесть семьи как института, готового обрушиться на тебя в любой момент.