Безжалостное B-movie о пришельцах, штурмующих Лондон.
Современная Великобритания. Троица друзей-астрономов исследует приземлившийся неподалеку метеорит. Обойдя заграждения и приблизившись к огромному телу, ребята понимают, что перед ними инопланетный гость. Совсем скоро Англия станет полем битвы, где сойдутся марсианские агрессоры и войска регулярной армии, которые попытаются отбить инопланетную угрозу.
Наследие фантаста Герберта Уэллса до сих пор не сходит с экранов. Фантастика, заряженная модернистской идеей и ожиданием прогресса, а иной раз полная апокалиптических прозрений, приютилась в классическом кинематографе и чуть реже — в современном. Если не брать в расчет уйму телесериалов по мотивам текстов Уэллса («Первые люди на Луне») или необязательные хоррор-инкарнации для больших экранов («Человек-невидимка» Ли Уоннелла), то последний раз со знанием дела подходил, пожалуй что, Стивен Спилберг в масштабной экранизации «Войны миров» 2005 года. Спасающийся Том Круз в роли обычного крановщика наблюдал за тем, как злостные инопланетяне не выдерживали земной экосистемы и погибали, едва завершив миссию по порабощению человечества. На этом вроде бы следовало остановиться, но отдельные вспышки энтузиазма у нишевых авторов имели место быть. «Война миров» Джунаида Сайеда — свежая попытка рассказать ровно ту же историю и выпустить в мегаполисы трехногих марсиан, но в этот раз без голливудской поддержки и какой-никакой творческой самодисциплины. Британские киноделы решили не обременять себя большими деньгами и категориями качества, поэтому просто вооружились базовой 3D-графикой, набрали малоизвестных актеров и сосредоточились на наследии уэллсовского романа, который теперь запросто можно перепахать. Команда текущего фильма постаралась знатно: такой наивности происходящего не знавал даже Эд Вуд, рукотворно создавший трэш-фантастику в конце 50-х.
Можно без затруднений вспомнить примеры дурной современной фантастики — особого разряда фильмов об инопланетных визитерах, срывающих все пломбы в давно, казалось бы, испытанной категории «ужасного блокбастера»: это и «Скайлайн» (у которого, на минуточку, есть целая трилогия), и «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес», и разухабистый мэшап «Ковбои против пришельцев». Свежая «Война миров» задаёт новую планку непереносимости: вместо качественных спецэффектов — графические фракталы над нарисованными видами Тауэра, актёрской игры — небрежные потуги любителей, а напряженной битвы за Туманный Альбион –– тоскливые перебежки по лесам и улицам, над которыми возвышаются пришлые марсиане. По облицовке, кстати говоря, целиком и полностью содранные со спилберговского блокбастера –– вот он и случай, когда почти за 20 лет изобретательность не скакнула вперед. Да и референсы создатели выбирают, мягко говоря, из самого очевидного: троица ребят-астрономов катается на велосипедах в ночи, повторяя практически любую сцену из «Очень странных дел».
Новая «Война миров» третирует зрителя без всякой жалости, самозабвенно: сначала недалеким юмором студентов-астрономов, с которыми мы вынуждены провести полтора часа, затем появлением военного – под горький плач о товарищах, погибших от лазеров пришельцев, ну и напоследок – обезумевшим священником, который считает пришествие марсиан карой за людские грехи. Кстати говоря, священника сыграл хоть сколько-нибудь известный актер – фактурный Винсент Риган, известный в том числе по роли в «300 спартанцах».
Впрочем, кино Джунаида Сайеда могло выглядеть на порядок бодрее и приличнее, инвестируй туда больше денег, тщательно воссоздай климат романа и найди способ увязать современность с викторианской Англией — не исключено, что энтузиастам это было не нужно, и они, скорее, паясничали и намеренно создавали «плохой хороший фильм» сродни многострадальному «Акульему торнадо». Порой действительно лучше не заморачиваться и закатать роман в рулоны графического месива: винтокрылые валькирии бьют по инопланетным агрессорам на фоне из вон рук плохих декораций.
На следующее утро, впрочем, все поймут одну простую вещь, когда-то описанную Уэллсом: бактерии, земля, вода, да и в том числе запах пота (как об этом неудачно шутит один из героев) убьют марсиан быстрее, чем человечество расчехлит оружие. Британская инкарнация «Войны миров» – невыносимое упражнение в самодельном кинопроизводстве, которое так и не смогло предложить хоть один убедительный довод, почему, например, нужно сфокусировать внимание на новой версии, забросив спилберговский блокбастер в славное прошлое.