Главный сериал Netflix третий раз заходит в ту же реку — а мы и не против!
Прошел год с событий второго сезона — на дворе лето 1985-го. Майк и Одиннадцатая проводят дни, не расцепляя губ, чем изрядно нервируют Хоппера. Лукас и Макс тоже встречаются, но постоянно ссорятся. Дастин приезжает из лагеря и, пытаясь не отстать от ровесников, сообщает о подруге, в существование которой никто не верит. Ребята постарше заняты работой: Нэнси и Джонатан — интерны в местной газете, Стив — продавец мороженого в новом торговом центре. В общем, все счастливы, грустит только Уилл, с которым никто не хочет играть в «Подземелья и драконы».
В третьем сезоне создатели не стали изобретать велосипед: они просто взяли все, что сработало в предыдущих эпизодах (ностальгия по 1980-м, отсылки на известные фильмы, детская дружба, ретровейв), выкинули неудачные и рискованные моменты (расширение вселенной эпизодом про отбросов, связанных с лабораторией Хоукинса) и сократили до минимума сцены, где зритель может выдохнуть и опомниться. Нужно быть готовым к тому, что теперь «Очень странные дела» — цельное восьмичасовое приключение, которое из-за динамики невозможно смотреть эпизодами. Цифра в названии и раньше указывала на то, что это не сезоны, а полноценные сиквелы, но только третья часть окончательно закрепила эту концепцию.
Проговаривать в третий раз достоинства сериала кажется бесполезным занятием, поэтому легче сосредоточиться на том, что в новой части не совсем удалось. Особенно режет глаз желание Netflix не только развивать женских персонажей на контрасте с мужскими, но и ставить их двигателями сюжета. Джойс пытается убедить Хоппера, что магниты падают неспроста, Нэнси верит, что у истории про крыс точно есть второе дно, Одиннадцатая и Макс начинают расследование из-за поведения Билли, а Робин и вовсе весь сезон выступает Deus ex machina: сначала она расшифровала секретный код, а потом постоянно находила способ, как всех спасти.
Понятно, что стриминговый гигант давно закрепил за собой статус прогрессивной компании, но явный крен в сторону героинь вкупе с Хоппером, который думает только о свидании, и пердяще-рыгающими мальчишками, выдающими средневековое «женщины — это другой вид, который полагается не на логику, а на эмоции», выглядит крайне искусственно, особенно в сравнении с предыдущими сезонами. Добавляем к этому эпизоды с разжевыванием профеминистских идей, восхвалением (саркастичным!) капитализма от десятилетней девочки и, например, женоненавистника из редакции с неестественным загаром на лице и светлыми растрепанными волосами. Полный набор составляющих важного сериала в эпоху Трампа.
Однако желание делать сериал про 1980-е с риторикой 2019 года почему-то не коррелирует с отношением создателей к используемым клише: условные злодеи-русские — обязательный образ периода заканчивающейся холодной войны — остаются просто злыми болванчиками без цели. Братья Даффер поставили сериал в удобное положение: они меняют общественные нормы того времени, чтобы быть актуальными сейчас, но никак не адаптируют кивки массовой культуре 80-х, иронично высмеивая их (Дастин, описывая ситуацию с торговым центром, сообщает по рации: «У нас тут русские, прямо как в “Красном рассвете”»).
Казалось бы, у сериала и так большие проблемы с развитием вселенной — предыдущая попытка рассказать о жизни подопытных лаборатории Хоукинса обернулась зрительским недовольством и самым низким рейтингом среди всех эпизодов сериала. Кроме того, все сезоны выстроены по схожей схеме: спокойную жизнь жителей Хоукинса прерывает неизвестная потусторонняя дичь, которую частично уничтожают к финальным эпизодам. В третьем сезоне к огромному монстру, проникающему в сознание людей, добавили примерно равного по отвращению американцев злодея — советских солдат, о мотивах которых ничего не известно, чтобы сериал из ностальгии по одноэтажной Америке под ретровейв трансформировался в настоящий политический блокбастер масштабов холодной войны.
Порой начинает казаться, что это топтание на месте вызвано уникальным подходом создателей к написанию сюжетной арки на сезон: вспомнить все более-менее известные фильмы того времени и выстроить вокруг них историю. Опять же «Красный рассвет» — будут клюквенные русские с огромной базой под торговым центром, «Вторжение похитителей тел» — добавим двойников в Хоукинс, «Полиция Майами» и «Детектив Магнум» — выстроим на сериалах линию Хоппера и Джойс, «Хэллоуин 2» — добавим битву в госпитале, «Назад в будущее» — оставим просто фильмом в кинотеатре, наконец, «Терминатор» — обязательно нужен неубиваемый русский, который медленно преследует героев.
В третий раз ностальгическая игра «угадай отсылку» дает сбой, но на помощь приходит уже сформированная любовь зрителей к главным героям. Экранного времени хватает всем персонажам, причем настолько, что в какой-то момент искренне расстраиваешься уходу ученого, заглянувшего в сериал на несколько эпизодов. Жаль, группа детишек была разбита и в основном ссорилась из-за подростковых проблем — видимо, нужно быть готовым к тому, что в 4-м сезоне вместо игры в «Драконы и подземелья» они будут обсуждать презервативы, пока спасают мир от СССР.
Кажется, детище братьев Даффер окончательно заняло нишу главного сериала на ТВ — объединяющего миллионы людей, готовых на 8 часов сбежать в Хоукинс вместе с любимыми героями. Можно долго цепляться за неудачные мелочи и кидать камни в огород создателей, эксплуатирующих ностальгию, но за приключенческий дух, которым «Очень странные дела» пропитывают зрителя, и за чувство, что посмотрел один из лучших блокбастеров года, хочется простить все, сказать спасибо и надеяться на скорое возвращение сериала.