
Без спойлеров рассказываем, почему один из главных сериалов осени оказался разочарованием.
1899 год. Из Лондона в далекий Нью-Йорк идет корабль с подозрительным названием «Цербер». Члены экипажа и пассажиры — представители различных классов, стран и национальностей, которые явно попали на судно неспроста. Среди них, например, невролог Мора (Эмили Бичем) — она зачитывается письмом брата, который предлагал встретиться в Нью-Йорке. Правда, у героини есть подозрение, что родственник так и не доплыл до Нового Света. Как нельзя кстати капитан «Цербера» Эйк (Андреас Пичман) получает сигнал бедствия с «Прометея» — печально известного судна, пропавшего несколько месяцев назад посреди Атлантического океана. Капитан решает сменить курс и отправиться в компании Моры на помощь горе-кораблю, хотя спасать там, кажется, некого.
Главными неанглоязычными успехами Netflix принято считать испанский триллер об ограблении «Бумажный дом» и корейскую антикапиталистическую сатиру «Игра в кальмара», которая вот уже год удерживает рекорд платформы по количеству зрителей за первый месяц. Куда меньше говорят о немецкой «Тьме», которая нарушила все возможные зрительские алгоритмы и каким-то чудом стала хитом стриминговой платформы. Если сериал о таинственном исчезновении подростка сначала просто обманывал аудиторию, закидывал ее физическими терминами и философскими концептами, то к финалу он стал настолько запутанным и сложным, что понять происходящее без огромных генеалогических деревьев, 3D-схем и даже мемов казалось нереальной задачей. Руководство Netflix, кажется, было настолько впечатлено результатом, что приняло единственно верное решение — дать Барану бо Одару и Янтье Фризе безграничный бюджет, чтобы они сделали то же самое, но намного масштабнее и интереснее. Увы, повторить успех не удалось.
Не отходя далеко от прошлого творения авторов, надо сказать, что «1899» — это такая максимально зрительская и упрощенная «Тьма», несколько предсказуемая и не вызывающая головных болей. Еще до релиза хотелось верить, что новинка скрестит лучшее из европейской ТВ-индустрии и американских возможностей и станет крупнобюджетной реализацией самых диких и смелых идей создателей действительно уникального сериала. Получилось ровно наоборот — голливудский блокбастер в европейском сеттинге и с режущим слух акцентом. Большинство твистов здесь не просто считываются заранее — герои сами предупреждают о них максимально многозначительными, но на самом деле понятными фразами вроде «все это не то, чем кажется» или «думаю, на самом деле они не мертвы». Центральная загадка настолько очевидна, что нужно очень постараться, чтобы ваше первое предположение о происходящем оказалось неправильным. Добавьте к этому оскорбительно поверхностный саундтрек, состоящий из самых популярных рок-песен прошлого века, и получите ничем не примечательный сериал из каталога Netflix.
На бумаге «1899» кажется чуть ли не образцовым сериалом, в котором можно найти любой сценарный прием: отвлекающие маневры, крючки, твисты, клиффхэнгеры, форшадовинг, чеховские ружья. Однако во время просмотра все эти ловушки скорее утомляют или даже бесят — не покидает ощущение искусственности и, кхм-кхм, сконструированности происходящего. Будто бы нейросеть скрестила несколько источников вдохновения («Матрицу», «Остаться в живых», «Мир Дикого Запада», «Остров проклятых» и «Вечное сияние чистого разума») с историями о кораблях-призраках и сгенерировала нечто вторичное и крайне блеклое. Возможно, все дело в однобоких персонажах-функциях (каждого из них, как сейчас принято, раскрывают через трагедии прошлого или одержимости) либо в удушающем герметичном сеттинге, но «1899» не вызывает не только сочувствия, но и вообще эмоций. Наверное, эту сухость можно было бы простить сериалу-головоломке, будь у него более элегантное и непредвиденное решение.
Иронично, но даже если постараться похвалить «1899», то это получится сделать только через сравнение с чем-то. В техническом плане сериал не уступает другим флагманским и дорогостоящим сериалам Netflix — он может похвастаться качественными спецэффектами с обилием запоминающихся визуальных символов и жутким саунд-дизайном. А в лучшие свои моменты «1899» напоминает «Остаться в живых» — еще один сериал о неудачном путешествии и неслучайно собранных вместе пассажирах; и сай-фай «ОА», который в каждом сезоне должен был перезапускать историю. Вообще, лучше потратить время на них, ведь обоим сериалам сейчас как никогда нужен зритель. Первый переживает массовую ревизию — даже старые фанаты дают классике еще один шанс, чтобы трезво оценить скандальный финал. Ну а второй никто особо и не смотрел: он обрел культовый статус в узких кругах и был закрыт после второго сезона. Спрашивается, а зачем тратить время на вторичный провал, если можно посмотреть оригинальных и куда более удачных конкурентов?