Унылые разборки спецслужб в Берлине конца 1980-х.
В 1987 году по вине майор КГБ Александра Нечаева (Александр Горбатов) в Берлине погибает ценный советский информатор. Спецслужбист попадает в немилость у начальства. В 1989-м подполковник КГБ Юрий Жданов (Александр Голубев) просит Нечаева последить в Москве за гастролирующими актёрами берлинского эротического мюзик-холла. При таинственных обстоятельствах после концерта погибает гражданин США, предположительно работавший на ЦРУ. Нечаева отправляют в Берлин. Майор следит за танцовщицей Ингрид (Линда Лапиньш) и ввязывается в масштабные разборки спецслужб разных стран.
Шпионский детектив о событиях перед падением Берлинской стены снял Сергей Попов («Мосгаз. Западня», «Заключение» и «Кунгур»). За сценарий отвечали Юрий Сапронов («Горячая точка») и Василий Павлов («Акушер» и «Зулейха открывает глаза»). В портфеле творческой команды нет заметных и оригинальных проектов, а в основном телевизионные сериалы.
Разобраться в перипетиях развития сюжета «ГДР» не так-то просто. В первых четырёх эпизодах второстепенные персонажи умирают с впечатляющей периодичностью. Жертвами становятся американский гражданин Говард (Александр Фарбер), сын бывшего министра ГДР Майерс (Евгений Кутянин) и популярный певец Джек Эванс (Кирилл Зайцев), встречавшийся с дочкой посла СССР Лизой (Елизавета Базыкина). Все убитые вели двойную игру. Сотрудники КГБ загадочно говорят об архиве бывшего главы «Штази» с крайне важной секретной информацией. Советским спецслужбистам противостоят коллеги из Восточной Германии, также, возможно, задействованы американские оппоненты.
Параллельно с неспешными шпионскими разборками ещё медленнее развивается линия политическая. Михаил Горбачёв (Виталий Коваленко) обсуждает с супругой Раисой Максимовной (Мадлен Джабраилова) возможное объединение Германии и будущее НАТО. Единственный президент СССР представлен трусоватым демократом, который с трудом представляет, что делает. Зато Нечаев выглядит чуть ли не Джеймсом Бондом: к майору проявляют симпатию все встречающиеся на пути дамы, Александр строит многоходовые комбинации, выглядит всегда стильно, задумчиво смотрит вдаль.
С визуальной точки зрения «ГДР» мог бы быть стандартным советским телевизионным детективом, если бы не знакомые лица современных актёров. Немцев, естественно, играют отечественные артисты. Линда Лапиньш, Евгений Харитонов и Владислав Ветров вынуждены говорить по-русски с жутким акцентом, будто это неродной язык. Сериал до неразличимости напоминает советские образцы жанра, когда зрителям приходилось закрывать глаза на художественные условности. Откуда ж в Советском Союзе взяться настоящим немцам?
В современной отечественной сериальной индустрии сложилась почти столь же плачевная ситуация, когда шпионские детективы о международных противостояниях автоматически скатываются в пародию. Если в фэнтези «Иные» Линда Лапиньш и немецкоговорящий Вольфганг Черни ещё смотрелись сравнительно органично, то в «ГДР» за толпу отечественных артистов попросту неловко. Над отдельными сценами хочется смеяться. И это явно не тот эффект, который закладывали создатели, потому что запланированного юмора в сериале нет. Это суровый мужской мир, в котором важные сотрудники КГБ и «Штази» ходят с насупленными лицами, а женщины либо исполняют эротические танцы, либо соблазняют, либо плачут из-за возможного расставания.
По большому счету от зрителей не требуется никакого серьёзного погружения в перипетии сюжета. Достаточно разделения на наших и соперников. В сериале вроде бы и нет откровенной пропаганды, но характеры персонажей заставляют сопереживать сотрудникам КГБ и с досадой трясти кулаком перед лицами экранных немцев. «ГДР» предлагает простейшую оппозицию без каких-либо оттенков. Слушать сказки про хороших советских разведчиков и врагов с Запада тошно.
Первая сцена с погоней в центре Берлина настраивает на экшен, но традиционно для отечественных телевизионных детективов динамичные эпизоды выдают порционно и нечасто. Но зато в веренице диалогов в кабинетах и на квартирах редкий взрыв или перестрелка выглядят особенно эффектно.
«ГДР» трудно назвать ностальгическим детективом, это скорее сериал, словно бы сделанный в конце 1980-х. Выделяется разве что чересчур критическая линия с Горбачёвым, а так это легко мог быть случайно найденный на телевизионной студии забытый проект. В плоских жанровых сериалах нет ничего преступного, но печально, что сегодня и по качеству сценария, и по изображению снимаются устарелые шоу, да ещё и с проблемами почти что 40-летней давности. Никакой ревизии не происходит, происходит возвращение к основам советских развлечений.
Не вполне согласен. Пафоса и апломба в главном герое много, но фактически он довольно безалаберный шпион. Очент грязно работает: трупы, шумиха, свидетели. И с кассетой в итоге обошёлся максимально глупо
Рецензия на ГДР - абсолютная дрянь и ложь, попытка жалкого ничтожества возвысится интеллектуализацией. Конечно подлинной точности там нет, но для сериала не требуется перфекционизм на 1000%, как сериал получилось очень классно.
Как всегда попытка обгадить, что то ,или прошлое,или актеров,или режиссера...а..во что попаду! Лишь бы громко,пафосно,с умным видом...привлечь внимание к своей авторской персоне. А жаль.