Смелый британский сериал с японским колоритом и черным юмором.
Не самый честный токийский детектив Кензо не может найти общий язык с дочерью подросткового возраста, переживает кризис в отношениях с женой и готовится к скорой кончине больного отца. В какой-то момент семейные проблемы переходят на новый уровень: в городе вот-вот начнется новая война среди кланов якудза. Виноват предположительно младший брат Кензо — Юто, который подстроил собственную смерть и скрылся с церемониальным клинком одного из боссов якудза. Именно им был убит племянник другого крупного босса в Лондоне. Токийские якудза не особо хотят разбираться с путешествиями украденного клинка, поэтому готовятся к кровопролитию и мести. Чтобы сохранить перемирие, полиция отправляет в Лондон Кензо с важной миссией — найти Юто и вернуть его в Токио, чтобы тот предстал перед судом.
Прошлый год оказался на удивление благоприятным для британских сериалов — вышли новые сезоны «Конца ***го мира», «Дряни», «Короны», невероятного успеха добился «Чернобыль», который до сих пор собирает награды мешками. Неудивительно, что при таком раскладе без внимания остались несколько не менее достойных, но малоизвестных проектов. Среди них, например, терапевтический для режиссера фильма «Это — Англия» Шэйна Медоуза мини-сериал «Добродетели», с помощью которого он признался, что в детстве подвергся сексуальному насилию, и простил обидчиков. Наконец, «Гири/Хадзи» — прорывной для британского телевидения детектив, в котором среди прочего две трети диалогов произносят на японском. Оба проекта были с восторгом приняты в Великобритании, но за ее пределами так и не вышли на массового зрителя.
Загадочный сериал с двумя японскими словами в заголовке (переводятся примерно как «Долг/Позор» — два важных для истории мотива) поначалу выглядит как типичная полицейская драма: кого-то убивают в Лондоне, это каким-то образом вызывает перестрелку в Токио — полицейские пытаются опросить очевидцев и возможных виновников, но их, как обычно, очень грубо отшивают. Когда начинает казаться, что из этой истории не выйдет ничего путного, создатели подкидывают зрителю первый сюрприз — снятый узкой полоской черно-белый флешбэк. Чуть позже — эпизод акварельной анимации с кровавой расправой в лондонском пабе. Конечно, это ничего не проясняет в истории, зато зрителю становится понятно, что перед ним далеко не типичный полицейский процедурал, а смелый сериал, у которого припрятано несколько козырей в рукаве.
В глаза сразу бросается одно из главных достоинств сериала — рьяное желание создателей экспериментировать с жанрами: за 8 эпизодов они скрещивают детектив, криминальный триллер, историю взросления, черную комедию, роуд-муви и мелодраму. Делают они это, конечно, с переменным успехом, но итоговый результат все равно вызывает искреннее восхищение: в этой написанной вопреки правилам сборной солянке есть что-то одновременно узнаваемое и в то же время совершенно чуждое. Типичная история обиженной на отца дочери, которая вот-вот попадет в беду, здесь чередуется с одной из самых неожиданных сериальных смертей последних лет, а вместо катарсиса — выдающийся слоу-мо-эпизод со сложной хореографией, в котором герои через танец раскрывают то, что они чувствуют. Возможно, звучит это парадоксально и попросту глупо, но выглядит эмоционально, необычно и очень изобретательно.
«Гири/Хадзи» — это кладезь таких сценарных и режиссерских достижений, но, как ни странно, все эти обособленные маленькие победы работают и на комплексный сюжет, который завязан на двух уже знакомых понятиях — долге и позоре. История в сериале намного шире условного поиска и спасения брата — на деле это не самая амбициозная, оттого и удачная попытка взглянуть на то, как случай объединяет нескольких абсолютно разных персонажей (есть даже гопник, который не затерялся бы в компании «Джентльменов» Гая Ричи!), дает им шанс обдумать ошибки прошлого и искупить их. Возможно, это не самое сложное философское размышление о последствиях необдуманных поступков и новой морали в современном мире, зато это сериал, который дарит один из самых непонятных хеппи-эндов и редкое в наши дни чувство справедливости.