Предсказуемое расследование убийства и коррупционных схем на живописных Фарерах.
Зоозащитники и журналисты с Фарерских островов Сонья (Хелена Хединсдоттир) и Потл (Даньял о Нейстабё) раздобыли документы и аудиозаписи показаний свидетелей, раскрывающие масштабную коррупционную схему. В махинациях замешаны чиновники, крупные компании и полицейские. Ни газеты, ни телеканалы не готовы обнародовать правду. Журналистам поступают угрозы. Потл попадает в подозрительную автомобильную аварию, но чудом остаётся жив. Сонья понимает, что следом расправятся с ней. Представительница прессы отвозит дочку к маме и записывает видеосообщение Ханнису Мартинссону (Ульрих Томсен), известному на всю Данию журналисту. Несколько месяцев назад Сонья узнала, что Ханнис — её отец. Мартинссон получает ролик от дочери и вылетает из Копенгагена в Торсхавн. На месте журналист узнаёт, что тело Соньи нашли в море. Полиция хочет замять дело и выдать смерть зоозащитницы за самоубийство. Мартинссон начинает собственное расследование.
Скандинавским детективом сегодня любителя сериалов не увидишь. Но если нуары вроде «Моста» или «Убийства» снимались в крупных городах (Стокгольме, Мальмё, Копенгагене), то действие «Края» развивается на Фарерских островах. Создатели проекта, конечно, не могут пройти мимо холодных пейзажей скалисто-холмистой земли, окружённой бушующим океаном. То и дело камера пролетает над живописной местностью, по которой едет одинокая машина одного из героев. Возможность узнать много нового о природе и обычаях Фарерских островов — основной повод посмотреть «Край». Сериал также может привлечь внимание экоактивистов и зоозащитников: в XXI веке систематические убийства китов в северной части Атлантического океана кажутся средневековым варварством.
Над проектом работали уже снимавшие триллеры и детективы режиссёры Каспер Барфоэд («Каштановый человечек», «В заложниках»), Давид Оскар Олафссон («Убийства Вальгаллы») и дебютант Питер Ален. «Край» состоит из 6 эпизодов, сценарий написан по мотивам романа Йенвана Исаксена, чьи книги не переводились на русский язык.
С одной стороны, журналист-расследователь Ханнис Мартинссон при небольшой поддержке редких честных полицейских ищет убийц Соньи и бенефициаров коррупционных схем, которые раскрыла жертва. С другой — авторы проекта показывают жизнь маленького городка, в котором, как казалось до преступления, все друг друга знают. Рыбаки и представители бизнеса не спешат раскрывать секреты и предавать партнёров. Только чужак из Дании, который так и не смог познакомиться со взрослой дочерью, способен беспристрастно расследовать дело об убийстве и разворошить осиное гнездо.
Насильственная смерть Соньи не вызывает вопросов, нетрудно даже вычислить главных злодеев. Сценаристы сознательно отводят зрительское внимание от убийства, это лишь повод поговорить об экологических проблемах, жадности капиталистов и коррумпированности чиновников. Наверняка и на Фарерских островах чиновники и богачи не брезгуют злоупотреблять властью, но процесс раскрытия серых схем, растягивающийся на шесть эпизодов, лучше подходит под формат статьи в оппозиционном СМИ, чем сериала. «Краю» отчаянно не хватает зрелищности и ярких событий. Кабинетные разговоры перемежаются разве что редкими всплесками эмоций расследователя из Дании.
Формально «Край» — скандинавский нуар. Запутанное преступление, линейное повествование, мрачная стилистика и серые тона в кадре — все необходимые компоненты на месте. Не хватает только сильной детективной составляющей и харизматичных персонажей. Трудно представить «Мост» без аутичной Саги Норен или более приземлённого Мартина Роде, «Убийство» не стало бы популярным без Сары Лунд, вечно разрывающейся между работой и личной жизнью. Ульрих Томсен, отличный датский актёр, звезда фильмов Томаса Винтерберга и серии детективов «Миллениум», отчаянно старается вдохнуть энергию в Ханниса Мартинссона, но для создания полноценного образа нужны запоминающиеся детали. Персонажи в «Крае» так и остаются функциями. Раз есть жертва, должны быть сыщик и организаторы убийства. Удивительно, но наиболее интересная и понятная героиня сериала — зоозащитница Сонья, которую убивают в первом же эпизоде.
Скандинавскому сериалу не удаётся сохранить бодрый темп повествования. После динамичной первой серии событий становится всё меньше, как и поводов продолжать смотреть очередной детективный проект, отвлекающийся на малозначительные детали из жизни второстепенных персонажей и теряющий напряжение. В какой-то момент можно просто забыть, что случилось убийство и идёт расследование.