Экранизация великого книжного цикла Айзека Азимова — с замахом голливудского блокбастера и исполнением посредственного сай-фая.
Очень далекое будущее. Молодая девушка Гаал Дорник (Лу Льобелл) отправляется из родной деревушки в столицу помогать гениальному математику Хари Селдону (Джаред Харрис). Тот с помощью математических формул и комплексных методов изобрел новую науку — психоисторию; это что-то вроде масштабной социологии, способной предсказать будущее человечества. Прогнозы Селдона удручают — психоистория сулит Галактической империи скорый крах и последующий период упадка и варварства длиной в тысячи лет. Селдон предлагает решение: он добивается того, чтобы его соратников отправили на отдаленную планету Терминус, на которой они создадут фонд всех человеческих знаний; эта масштабная энциклопедия в будущем поможет человечеству пережить катастрофу и выбраться из темных времен намного быстрее.
Не расстраивайтесь, если синопсис сериала кажется вам сумбурным и непонятным. Дело в том, что книжный цикл Айзека Азимова всегда считался вызовом даже для искушенного читателя — это мыслящая социофилософскими идеями и лишенная цельного нарратива литература, действие которой раскидывается на сотни лет. Неудивительно, что долгое время серия гордо носила статус «неэкранизируемой фантастики», хотя было понятно, что рано или поздно какой-нибудь смельчак примет вызов и скажет: «Ха, это мы еще посмотрим». Зрителям сериала и особенно фанатам Азимова скорее не повезло, что потенциал в этом построенном на долгих рассуждениях и фрагментарных историях цикле увидела компания Apple с их безграничным бюджетом и желанием создать новую «Игру престолов» (стриминговые сервисы активно скупают права на успешные книжные серии, чтобы создать новый жанровый хит, будь то фэнтези или научная фантастика). Из-под крыла купертиновцев вышел безумно красивый, но максимально упрощенный и удобный для массового зрителя сериал, который даже в отрыве от великого первоисточника выглядит скорее неудачно.
Оставим споры об идеальной экранизация «Основания» и ее необходимости фанатам цикла, но скажем прямо: с сериалом Apple TV+ получается до обидного ироничная ситуация то ли из-за запоздалости, то ли из-за отсутствия креативных, оригинальных идей у шоураннеров проекта. Адаптация книжной серии, которая повлияла на «Звездные войны», «Звездный путь», «Бегущего по лезвию» и другие успешные жанровые франшизы, в итоге выглядит как их ленивая копия. Впрочем, визуальные параллели и продакшен-дизайн, напоминающий культовые серии, это еще простительная деталь, потому что, согласитесь, придумать абсолютно новый космический стиль планет, интерьеров кораблей и брони — непосильный в наше время труд.
Другое дело та самая упрощенная подача материала. Азимов — видимо, как настоящий гик — игнорировал существование женщин, поэтому книжное «Основание» сводится к пацанским разговорам о высоких материях. Шоураннеры приняли самое очевидное и, конечно, правильное решение поменять пол некоторым персонажам, но вместе с тем в попытках актуализировать материал они в итоге превратили сухие романы об обезличенном историческом процессе в эмоциональную историю о приключении. На первый план теперь выходит помогающая всем героиня-избранница, у которой есть и любовный интерес, и заклятый враг — настоящий тиран, злой клон императора. Получается не самое увлекательное и оригинальное зрелище, которое не выдерживает сравнений даже с близким по духу недавним фэнтези-сериалом «Тень и кость», что уж говорить про условную «Игру престолов».
Язык ни за что не повернется назвать «Основание» провалом, но это всего лишь блеклый и невзрачный сай-фай, который лучше работает как набор статичных и невероятно красивых скриншотов, чем как многослойная история о крахе Галактической империи. Если вы соскучились по умной научной фантастике, то смотреть «Основание» точно будет ошибочным решением, особенно при существовании без пяти минут культового «Пространства» — действительно талантливой экранизации космической саги о мрачном будущем, которое ждет человечество.