Драма Питера Берга о том, как фармацевтическая компания заработала миллиарды на человеческой боли.
Конец 1990-х и начало 2000-х — период в истории Америки, когда в воздухе витали разговоры о волшебной пилюле под названием оксиконтин. Созданный компанией Purdue Pharma опиоид был представлен на рынке как безопасное лекарство, практически не вызывающее привыкания, — что, конечно, было ложью. Мини-сериал отображает кризис глазами нескольких героев: непосредственных виновников эпидемии, жертв, следовательницы и работников фармацевтической компании.
Netflix не первый стриминг, перенесший на экраны историю об империи боли Саклеров — семьи, которая владела Purdue Pharma. В 2021 году вышел проект Hulu под названием «Ломка». Оба сериала построены примерно одинаково: основанные на реальных событиях драмы повествуют о вымышленных людях, которые борются либо с зависимостью от оксиконтина, либо с главами корпорации. У «Ломки» был туз в рукаве в лице Майкла Китона — актер сыграл врача, который противостоит фармацевтическому гиганту. В работе Питера Берга выделить ключевого персонажа довольно непросто: повествование скачет от одного действующего лица к другому. Но так или иначе цепочку расследований запускает следовательница из офиса прокурора Эди Флауэрс — героиня Узо Адубы является собирательным образом.
Каждый эпизод начинается с маленького фрагмента: люди, потерявшие близких из-за опиоидов, напоминают, что, несмотря на художественные допущения, сериал основан на реальных событиях. Едва ли зритель может забыть, что «Побочный эффект: Смерть» — полуавтобиографическое шоу о Саклере. Но дрожащие голоса пострадавших заставляют проникнуться историей чуточку больше, а весь ужас на экране приобретает иной окрас. Манипуляция или отличный ход со стороны создателей — решайте сами. Однако персонажи действительно кажутся фактурными и живыми (возможно, не без помощи начальных сцен). Например, в образе автомеханика Глена (Тейлор Китч), получившего травму на работе и вынужденного принимать окси, сосредоточены истории тысяч американцев. А сюжетная линия Шеннон Шеффер (Маделайне Уэст Духовны) — демонстрация гениальной схемы Purdue Pharma и собирательный портрет работников, которые не задумывались о последствиях своих действий. Молодая девушка начала работать менеджеркой по продажам, в обязанности которой входило очаровывать и уговаривать врачей прописывать пациентам опасное лекарство.
Питер Берг уделяет достаточно много времени фигуре Ричарда Саклера (Мэттью Бродерик) — главы компании, ответственного за создание оксиконтина и сомнительные маркетинговые решения. Начиная с эпизодов из детства и заканчивая попыткой удержаться на вершине мира — антагонист, бизнесмен и любитель собак раскрывается перед зрителями в разных ипостасях. Ричард постоянно находится в тени дяди, Артура Саклера (Кларк Грегг), человека, который заложил основу фармацевтического бизнеса и одним из первых продвигал препараты с помощью рекламы. Авторы сериала неоднократно подчеркивают, насколько Ричард боится не оправдать ожиданий. Тень Артура следует за племянником по пятам, порой давая ценные советы или, напротив, откровенно оскорбляя мужчину. Иными словами, создатель оксиконтина предстает перед публикой не чистым злом, а травмированным ребенком, выросшим в токсичной обстановке, где наследие, деньги и безупречное имя были превыше всего. Видения умершего родственника — решение далеко не оригинальное. Напряжение создает нечто другое: в огромном особняке Ричарда постоянно пищит датчик пожарной сигнализации. Надоедливый звук — словно таймер, приближающий героя к расправе, или свидетельство беспокойства предпринимателя, который при любом раскладе не будет спать спокойно. Впрочем, раздражающий датчик — практически единственный прием, способный повысить накал напряжения. Главная претензия к сериалу заключается в отсутствии головокружительной динамики, присущей подобным историям. Как уже было сказано, обилие переплетений судеб формирует беспорядочный сюжет, который к тому же нередко скачет во времени туда и обратно.
«Побочный эффект: Смерть» — это не только история о дезинформации относительно лекарства и байопик Ричарда Саклера. Питер Берг предлагает иллюстрацию того, что может произойти, когда корпорации злоупотребляют доверием покупателей, а правительство оказывается неспособным уберечь своих граждан. (Не) спойлер: справедливость едва ли восторжествовала, Саклеров не привлекли к уголовной ответственности, а сериал заканчивается песней Hello darkness my old friend — добро пожаловать в реальный мир.