Нескладный, но увлекательный мистический триллер об ужасах родительства, ведьмах и поисках пропавшей жены.
Библиотекарша Эмма (Кларк Бако) много раз говорила продавцу редких книг Аполло (Лакит Стэнфилд), что не пойдёт с ним на свидание, но в итоге сдалась. Роман парочки из Нью-Йорка развивался стремительно. Эмма на год уехала в Бразилию, но Аполло был готов ждать. В Южной Америке библиотекарша виделась с ведьмой, которая завязала на руке у путешественницы красную нить и пообещала выполнить три заветных желания. В Нью-Йорке Аполло разрывает волшебный браслет и обрекает себя и любимую на несчастья. Пара женится, у библиотекарши и продавца редких книг рождается сын Брайан. Но буквально через полгода супруга начинает бросаться на мужа и кричать, что ребёнка подменили. А вскоре Эмма бесследно исчезнет.
«Подменыш» — амбициозная экранизация одноимённого романа Виктора Лаваля, опубликованного в 2017 году и даже переведённого на русский язык. Произведение было выбрано в качестве одной из десяти лучших книг 2017 года Нью-Йоркской публичной библиотекой. Также роман Лаваля удостоился нескольких престижных жанровых премий. Сценарий адаптации написала Келли Марсел, работавшая над «Пятьюдесятью оттенками серого», а также обеими частями «Венома». Среди режиссёров экранизации романа Лаваля Джонатан ван Тюллекен («Загрузка», «Траст»), Дана Гонсалес («Рассказ служанки», «Фарго») и Мелина Матсукас («Квин и Слим», «Белая ворона»). Автор оригинальной книги тоже участвовал в создании проекта, выступив рассказчиком.
«Подменыша» не так-то просто смотреть. Зрителю приходится продираться через неторопливый и запутанный материал. Сериал стремится как можно дольше водить аудиторию за нос и мимикрировать под разные жанры. До рождения младенца Аполло и Эмма были счастливы. С появлением Брайана супруга стала другой. Может быть, виной всему послеродовая депрессия, а мистические детали — лишь разыгравшееся воображение молодой матери? После рождения малыша Эмма начала получать от незнакомца фотографии сына. Кто-то чужой постоянно подглядывает за жизнью библиотекарши и продавца редких книг. Во время прогулок родителей с младенцем камера то и дело словно бы становится глазами незнакомца, который спрятался за углом или в окне соседнего здания.
Параллельно истории Эммы и Аполло авторы рассказывают о родителях молодой пары. Продавца редких книг мать Лиллиан (Алексис Лодер) воспитывала одна, отец Брайан (Джаред Абрахамсон) растворился в Нью-Йорке, когда сыну было четыре года. Детство Эммы тоже никак не назовёшь счастливым. Мать и отец погибли в пожаре при загадочных обстоятельствах, опекуном девочки стала старшая сестра Ким (Амира Вэнн). Спустя несколько десятилетий Эмма и Аполло идут по стопам родителей. Пара словно бы была запрограммирована на несчастье.
«Подменыш» в любую секунду готов свернуть в сторону мистического ужастика или урбан-хоррора. Похоже, Эмма верит, что бразильская ведьма могла наложить проклятие на молодую семью. Аполло постоянно снятся пугающие кошмары, в которых отец, но почему-то в синей маске, возвращается домой. А когда Эмма пропадает, муж готов посчитать, что к исчезновению причастны ведьмы. В Нью-Йорке произошло уже несколько случаев, когда вскоре после родов матери начинали вести себя странно, а потом пропадали. Городские легенды и народные поверья в мире «Подменыша» кажутся реалистичными и даже логичными.
Отчетливо напрашивается сравнение с «Кэндимэном» Бернарда Роуза: «Подменыш» тоже проводит связь между странными событиями в настоящем и утратой корней мигрантов, которые стараются забыть о травматичном прошлом. Только, в отличие от «Кэндимэна», действие сериала развивается не в Чикаго, а в Нью-Йорке — ещё более крупном городе с непростой историей. Мегаполис с загадочными закоулками, нераскрытыми тайнами, неясными организациями и мутными прохожими становится активным участником событий. Другая очевидная ассоциация — «Ребёнок Розмари» Романа Поланского, ещё один сюжет о молодой нью-йоркской матери и мистических событиях вокруг ребёнка. Только теперь на первый план вышел отец-афроамериканец.
Продакшен «Подменыша» выглядит дорого, фильм снят стильно, что, видимо, должно заставить зрителя дать шоу второй, а то и третий шанс. Обилие сюжетных линий, перескоки между прошлым и настоящим, переходы между реальным миром и фантазиями вроде бы впечатляют масштабностью, но эклектичность не играет создателям на руку. Главный герой назван в честь древнегреческого бога Аполлона, а на поиски любимой продавец древних книг пускается, как Орфей. Возможно, придётся добраться до царства Аида. Молодая пара неслучайно связана с литературой. Не очень ясную роль в сюжете играет древняя книга про фей, сказки из которой перед сном мальчику Аполло читал отец. Также в сериале фигурирует оригинальное издание «Убить пересмешника», за которое герой Лакита Стэнфилда рассчитывает получить несколько сотен тысяч долларов, если не больше. «Подменыш» отчаянно старается быть интеллектуальным сериалом с множеством неясных аллюзий. К середине сезона интертекстуальные игры скорее раздражают.
Экранизация романа Виктора Лаваля получилась перегруженной второстепенными персонажами и сценами, отвлекающими зрителей от основных событий. В первую очередь, «Подменыш» — история молодой пары, которая не побоялась создать семью, хотя положительных примеров отцов и матерей перед Аполло и Эммой не было. Создатели увлеклись ответвлениями сюжета, забыв, куда изначально вело повествование. В итоге «Подменыш» не складывается в цельное произведение, а разваливается на любопытные эпизоды.