История про поиск человеческой близости в постели и за ее пределами.
8 сентября на втором фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Роза Хутор представили сериал-антологию «Секс. До и после». Несмотря на провокационное название, режиссерский дебют актрисы Дарьи Мороз оказался проектом не столько про момент интимной близости между людьми, сколько про то, что ей предшествует и что за ней следует.
Кажется, что Дарье Мороз путь в режиссуру был всегда заказан. Но дочь успешного и заслуженного постановщика Юрия Мороза шла к своему режиссерскому креслу обходными путями, для начала набив руку в продюсировании. Сперва были «Содержанки» про холодных героев, тонущих в жарких страстях роскошной столичной жизни. За ними последовала короткометражная картина Ламары Согомонян «Собирайся, поедем на праздник», поднимающая важную и страшную проблему калечащей практики женского обрезания.
Завершил эту условную «трилогию» про женщин в современном мире сериал «Жить жизнь», в котором герои пластмассового мира манипулировали друг другом в поисках чего-то настоящего. Представляя сериал на московской премьере, Мороз сказала фразу, которая дает понять, какие сюжеты ей интересны в качестве шоураннера: «Этот сериал — история про нашу тоску по большой любви». И несмотря на то, что герои постоянно играли в игры и обманывали себя и других, они старались в этом мраке на ощупь найти хоть маленький луч света.
Режиссерский дебют Мороз «Секс. До и после» тоже тоскует по настоящему чувству и тоже населен изголодавшимися героями. Но хотят они не только друг друга, а и того, что рождается между людьми, оказавшимися в одной постели. И не важно, это история про рождение большой любви или про мимолетную связь, срок жизни которой закончится с рассветом.
Первое, с чем повезло проекту, — его хронометраж. Сериал-антология состоит из 14 коротких новелл длиною от 15 до 30 минут. Благодаря этой сценарной собранности и компактности сюжету удается сохранить запал на всей дистанции и не выдохнуться раньше времени. Главное место действия — столичный бар «Лед и пламя», сотрудники которого становятся свидетелями чужих историй и героями-любовниками своих собственных. Они влюбляются, ссорятся, занимаются друг с другом сексом или отказывают в близости. Сама Мороз играет администратора заведения, смешавшую, как крепкий коктейль, свою личную и профессиональную жизнь, закрутив роман с молодым барменом. В общем, страсти кипят нешуточные, а герои — живые и пылкие.
Каждый эпизод сериала (всего на фестивале было показано 4 серии) состоит из горизонтальной драматургии — того, что происходит с основными персонажами, и вертикальной — историй героев отдельного эпизода, во время которого они проходят путь от быстрого знакомства до совместного утра в постели.
Несмотря на короткий хронометраж каждой серии, режиссер Дарья Мороз отдает предпочтение длинным планам, превращая камеру в своего невидимого спутника. Отказывается Мороз и от агрессивного монтажа, достигая нужной динамики и накала не частотой монтажных склеек, а с помощью сценарной ловкости. Диалоги героев живые, хлесткие, юмор действительно смешной, а возникающая между ними химия достоверна.
Вот встречаются за барной стойкой двое героев, которым немного за 40. Он одинок, она одинока. Но уже через минуту выясняется, что одиноки они в своих браках, а поход в бар — не только попытка найти спутника на вечер, но и способ взбодрить свою семейную жизнь. Тем более что за бокалом красного они успеют соблазнить друг друга с подростковым запалом и пособачиться как старые супруги.
А вот сюжет совсем другого толка, напоминающий шекспировскую трагедию с вечным сюжетом про тех, кто верен в отношениях, и тех, кто этой верностью пренебрегает. За столиком бара-ресторана встречаются двое мужчин: один — обманутый муж, другой — тот, кто пробрался в чужой брак обманом. Общение мужчин тут же превращается в словесную дуэль с угрозами разоблачения и даже убийства. Это могло бы скатиться в дешевый адюльтер, но авторам не интересны трехгрошовые драмы — начавшаяся как избитый анекдот серия вырастает в полноценную драму про отношения полов, в которой никому не до смеха.
Габриэль Гарсия Маркес когда-то сказал, что «секс — утешение для тех, кто больше не может любить». Проект Мороз с этим спорит и доказывает обратное: секс — награда для тех, кто любить еще способен. Но он не самоцель. Персонаж Григория Калинина — стендапер, выступающий в баре, — шутит со сцены: «Давайте по-честному, сам секс у всех одинаковый. А вот то, что происходит до него и после, — это действительно интересно».
В мире этого сериала тоже интересно и хочется задержаться подольше. Главным доказательством этому стала реакция зала на сочинской премьере. Приспанный предыдущими показами зритель вдруг оживился: смеялся во весь голос в моментах, когда было смешно, и затихал в тех эпизодах, когда было важно поймать и расслышать каждую фразу героев. В начале почти каждого эпизода (из числа показанных) по воле авторов зритель вместе с камерой следовал за героиней Дарьи Мороз, выходящей из курилки в шумный зал ресторана. И, судя по восторженной реакции зала на финальных титрах, он так же охотно последовал за актрисой Дарьей Мороз, уверенно шагнувшей в серьезную режиссуру.