Один из самых интересных сериалов лета — интригующая криминальная драма о секретах прошлого, двойной жизни и выживании.
Дэн Чейз (Джефф Бриджес) живет непримечательной жизнью в компании двух ротвейлеров. Он часто вспоминает жену (Хиам Аббасс), умершую из-за болезни Гентингтона, и созванивается со взрослой дочерью Эмили. В одночасье беззаботная пенсия заканчивается — вдовец замечает, что за ним будто бы следят. Следующей ночью становится ясно, что для паранойи есть все основания: в дом проникает вооруженный мужчина. Дэн быстро разбирается с непрошеным гостем, закидывает в сумку охапку паспортов, пару пачек долларов и небольшой арсенал оружия, после чего уезжает из провинциального городка. В это время от семейных посиделок отрывают Гарольда Харпера (Джон Литгоу), крупную шишку в ФБР и старого знакомого Дэна, — ему сообщают, что спецслужбы заново открыли дело 30-летней давности. В 1980-е, во времена Афганской войны, со скандалом сбежал первоклассный агент — его наконец-то нашли.
Сериал со сбивающим с толку названием «Старик» — это бенефис Джеффа Бриджеса, голливудского титана, который на больших экранах не появлялся последние четыре года, а на малых и того больше. Правда, это не совсем типичное престижное ТВ, каким принято считать современные сериалы с актерами первой величины. Возможно, таким он и задумывался изначально, но во время создания преобразился в нечто совсем иное. Дело в том, что где-то на середине съемочного процесса — осенью 2020-го — Джефф Бриджес сообщил, что у него обнаружена лимфома, а во время химиотерапии актер вдобавок подхватил коронавирус.
Недавно Бриджес признался, что был близок к смерти, но смог выкарабкаться, выздороветь и закончить съемки. Оттого «Старика» невозможно смотреть без какой-то наивной радости, благодарности за то, что великий актер все еще с нами. К тому же этот эффект усиливается, когда помятый и обессиленный герой Бриджеса отказывается сдаваться и раз за разом встает, чтобы дать бой.
«Старик» — это как раз сериал о возвращении и попытке набрать былую форму. Именно эта неуклюжесть и нерасторопность главного героя, прожившего полжизни без шпионских авантюр, выделяет шоу из списка однотипных проектов со схожей завязкой. Да чего там — достаточно взглянуть на вышедший в начале июля «Список смертников», в котором молодой Крис Пратт в роли человека-армии противостоит спецслужбам, безошибочно раскидывая десятки убийц.
Дэн Чейз — не очередная реинкарнация Джона Уика, поэтому со случайным наемником он может пару минут возиться на кухне, а потом сбежать благодаря верным псам. Смотрится это, впрочем, куда динамичнее, чем звучит. К тому же Бриджес — настолько харизматичный актер, что даже словесные перепалки героя выглядят напряженнее большинства современных (чаще всего неправдоподобных и снятых одним кадром) экшен-сцен: «Пришлешь еще людей — отправлю их в мешках для трупов». Сильно.
Во время просмотра в памяти то и дело всплывают прошлые проекты канала FX — «Американцы», «Правосудие», «Сыны Анархии», «Фарго». «Старик» — сериал той же обоймы: тоже неторопливая, лишенная постмодернистских выкрутасов криминальная драма, которая могла выйти в эфир в середине 2010-х. По-настоящему современной (точнее, соответствующей современным стандартам) ее делает не разросшийся бюджет и спецэффекты уровня голливудского блокбастера, а… растянутый хронометраж. Это главный бич нынешней индустрии, ведь стримингам жизненно важно задержать зрителя перед экраном подольше, чтобы впоследствии подсчитать количество просмотренных минут.
Вот и «Старик» бы только выиграл, если бы эпизоды шли не 65 минут, а хотя бы 50. Дело тут не в ускорении темпа или динамике — поверьте, одно удовольствие смотреть на лишенные саспенса сцены, где Бриджес готовит завтрак или сидит в ресторане. Сериал как минимум перегружен ненужными афганскими флешбэками — с не похожей на Бриджеса молодой версией Дэна Чейза. Колющее ощущение, что довольно короткую историю искусственно растягивают, подтвердилось недавней новостью: завяленный в формате мини-сериала проект вернется со вторым сезоном.
Не хочется выносить приговор «Старику» из-за продления — кто знает, возможно, в новых эпизодах создатели рискнут отойти от игры в кошки-мышки между героем и ФБР. Да и пока рано об этом думать. Сейчас остается надеяться, что сериал не снизит высоко задранную планку. Наверное, «Старик» не попадет в топы года и ничего не получит в грядущем сезоне наград, но прямо сейчас это один из самых интересных сериалов сезона. Здесь есть интригующий и полный загадок сюжет о побеге от прошлого, полдюжины отличных актеров (отдельной похвалы достойны Литгоу и Алиа Шокат), дирижирует которыми Джефф Бриджес, и реалистичный, изобретательно снятый экшен. А еще нашлось место и фантазиям в стиле «Клиники» — правда, в них герой не сбегает от реальности, а, напротив, показывает зрителю, что он на самом деле пойдет даже на убийство невинного человека ради собственной выгоды. Как говорится, не все так однозначно.