Безэмоциональная и тоскливо сконструированная история противостояния гениального математика и букмекеров.
Михаил Александрович Нефёдов (Илья Маланин) преподаёт в вузе матстатистику и теорию вероятности. Педагог обладает феноменальной памятью и впечатляющим IQ. Михаил Александрович чрезвычайно озабочен продолжением рода. Несколько лет назад у преподавателя от коллеги родился сын Кирилл. Когда мать мальчика умирает от редкого генетического заболевания, Нефёдов везёт подростка провериться. Выясняется, что у Кирилла та же болезнь, что привела к смерти матери, но в более тяжёлой форме. Мальчику требуется срочное лечение. Михаил Александрович продаёт квартиру и делает несколько ставок на футбольный матч. Всё просчитано, но математик теряет деньги. Нефёдов узнаёт о подпольном букмекерском бизнесе и объявляет войну криминалу.
Премьера «Теории больших денег» прошла на фестивале «Пилот» в Иваново. Полгода назад сериал назывался «Игра головой». Все эпизоды сняли режиссёры-дебютанты Филипп Файберг и Ксения Мирошник. За сценарий отвечали опытный автор Андрей Золотарёв («13 клиническая» и «Повелитель ветра»), а также молодые Аксинья Борисова («Совершенно летние» и «Рашн Юг») и Николай Филиппов.
Создатели проекта поставили в центр сюжета героя с синдромом саванта — редкое состояние, при котором человек при общей ограниченности личности обладает выдающимися способностями в отдельной области. В случае Нефёдова так называемый «остров гениальности» — математические таланты. Для мировой киноиндустрии это далеко не первый подобный персонаж. Вспомним «Хорошего доктора» с Фредди Хаймором. Синдромом Аспергера страдала Сага Норен из «Моста», явные проблемы с социализацией были у Шерлока Холмса. Проекты со столь необычным героем — всегда риск. С первых же минут зрители не сомневаются в гениальности персонажа, но сценаристам критически важно заставить сопереживать необычному, но всё равно обаятельному герою.
В «Теории больших денег» холодному и неразговорчивому Михаилу Александровичу крайне тяжело симпатизировать. Сочувствие математик вызывает разве что, когда в толпе и при громких звуках Нефёдов перестаёт ориентироваться в пространстве. Тревожное состояние героя передано трусящимся и размытым изображением.
Авторы окружают преподавателя студентами, но учащиеся так и остаются на втором плане. Зрителей должны развлекать мудрёная речь и точные догадки Нефёдова, а также постоянно появляющиеся на экране статистические выкладки. Однако уже ко второму эпизоду нехитрые приёмы надоедают. Аудитория видит, как быстро работает мозг математика, но ближе и понятнее персонаж не становится.
В детективных проектах и даже медицинских сериалах персонажи с расстройством аутистического спектра разгадывают хитрые загадки. В отечественном сериале с Ильёй Маланиным преподаватель раскрывает не слишком интересную криминальную схему, а попытки постичь футбол и просчитать игру до мелочей и вовсе выглядят смехотворно. Михаил Александрович со студентами учитывает внутреннее состояние спортсменов, погодные условия и манеру судейства. Прибегает команда и к грязным приёмам: игроков провоцируют и пытаются вывести из равновесия. Странно видеть подобное развитие сюжета — футбол потому и любят на всей планете, что в отдельно взятом матче может случиться что угодно. И дело вовсе не в подпольном букмекерском бизнесе.
В первой сцене сериала мы видим Нефёдова с пистолетом с глушителем в руках. Сомнений нет — математик превратится в безжалостного киллера. Тем более что формальную причину злодеяний преподавателю придумали — всё ради спасения сына. Сюжет с киллером с расстройством аутистического спектра тоже не новый — наверняка сценаристам понравилась «Расплата» с Беном Аффлеком.
В отечественном кинематографе, пожалуй, прежде не было столь необычных героев, как в «Теории больших денег». Только живым и интересным сделать Нефёдова не удалось. Сценарий словно бы писала нейросеть, скомбинировавшая несколько сюжетов популярных проектов. Противостояние гениального математика и жадных букмекеров оказалось любопытным только на бумаге.