Удачная экранизация одноимённой книги из серии Silo.
Постапокалиптическое будущее. Десять тысяч человек живёт в огромном бункере глубиной 144 этажа. Жители верят, что мир мёртв, воздух снаружи отравлен и выходить на поверхность смертельно опасно. Они безропотно подчиняются устоявшимся правилам, главное из которых — не покидать укрытие и работать ради его процветания.
Основанное на книжном цикле писателя Хью Хауи «Укрытие» поражает масштабами, сет-дизайном, но главное — энергией неутомимого проповедника, пытающегося рассказать толпе о приближении Судного дня. В иной период времени подобная махинация сошла бы за «звенящую пошлость», но здешние реалии позволяют вести размеренный адекватный диалог напрямую с аудиторией. При этом здесь эффектно напоминают: подконтрольное будущее, которого многие представители человечества так страшатся, уже давно наступило, просто формы приняло несколько другие.
В Укрытии подчиняются Уставу, Законникам и Основателям. Здесь запрещены лифты и эскалаторы, рожать детей положено избранным парам (у всех остальных стоит грозного вида металлическое противозачаточное, напоминающее изобретательно сплавленный патрон). Иерархия стандартная: верхние этажи отданы устроителям и знати, средние — среднему классу, за дно отвечают рабочие и механики, способные удержать бункер на плаву. В столовой транслируются изображения внешнего мира, уничтоженного в результате некой катастрофы, о которой здесь ничего не знают. Любую просьбу выйти из Укрытия по Уставу обязаны соблюсти. Несмотря на полную защиту, жители не способны продержаться в отравленном воздухе больше пары минут, после чего их обездвиженные трупы в скафандрах станут ещё одной частью общего фона.
Сериал стартует со щемящей истории местного шерифа Холстона (Дэвид Ойелоуо) и его супруги Эллисон (Рашида Джонс). В попытках забеременеть оба постепенно открывают для себя устрашающую сторону Укрытия, где ложь давно и прочно вплетена в реальность. Постепенно фокус смещается на Джульет Николс (Фергюсон) — инженерку, тесно работающую с главным генератором, доставляющим тепло и свет в отсеки проживающих. Женщина ещё в детстве добровольно покинула комфорт верхних этажей, отринула отца-врача, отправилась к реальным мастерам своего дела. Однако и ей придётся вернуться в прежнюю среду обитания: причиной станет загадочная серия убийств влиятельных людей бункера, к расследованию которых Джульет имеет непосредственное отношение.
Шоураннер и сценарист проекта Грэм Йост ранее работал над культовым боевиком «Скорость» с Киану Ривзом и сериалом «Правосудие». Его адаптация «Укрытия» получилась максимально доступной и радикальной: сериал напомнит всех деятелей антиутопического творчества (от Оруэлла и Замятина до «Голодных игр» с «Платформой»), но по большей части избежит казусов и откровенных тривиальностей, удивит эмоциональным подходом. Персонажи интригуют, их дилеммы завлекают и отражают положение многих. Сильнее всего пострадают те зрители, чьё плотное расписание не позволит провести за просмотром 10 часов: «Укрытие» всё же грешит затянутостью и многоуровневой раскачкой, на которую не все ментально решатся. Одним из очевидно выдающихся эпизодов выступит починка того самого генератора в третьей серии — подобное видели не раз, но выполнено все с блестящим профессионализмом и истинно голливудским размахом.
После «Дюны» Фергюсон, кажется, окончательно вышла на комфортную ей тропу сай-фая: её Джульет всегда в движении, и переживающая внутреннюю боль героиня представляет собой созвездие травм и разочарований. Аккомпанируют шведке разнокалиберные актёры (вернувшийся из небытия оскароносец Тим Роббинс, часто вялый рэпер Коммон), увлечённые происходящим не меньше наблюдателей по ту сторону экрана. Судя по книгам Хауи, поклонников ждёт ещё как минимум пара сезонов — такому только обрадуется Apple TV+, продолжающий находить и проговаривать универсальные темы для каждого, где бы вы ни находились — под землёй или временно на ней.