Парадоксальный гангстерский детектив-нуар, выполненный в комиксной эстетике, но поднимающий совсем не весёлые и не детские вопросы.
1946 год. Разведчик Денис Журавлёв (Андрей Бурковский) возвращается в родной город и устраивается работать в угрозыск под руководством майора Шумейко по кличке Сатана (Константин Хабенский). В регионе орудует и кошмарит население банда Клеща, но никто понятия не имеет, как выглядит и где обитает главарь. Командованию приходит мысль создать липовую преступную группировку, на которую, по идее, должен клюнуть местный авторитет. Так появляется шайка из трёх настоящих уголовников: Буян, Граф и Кот – и двух оперативников: милиционер Ольга и собственно сам Журавлёв, получивший прозвище Птаха.
Конечно же, всё идёт не по плану, вместо нескольких дней, выделенных на операцию, уходят недели и месяцы. Журавлёв входит во вкус криминальной жизни, новоявленные бандиты «поперевлюблялись», Шумейко регулярно получает разнос от вышестоящих инстанций, кровь бьёт не фонтанами, а реками. Но, главное, Клещ так и не появляется (хотя наученный на других детективах зритель может догадаться с первых серий, кто здесь глава преступного мира). Каждый находится под подозрением, некоторые из главных героев оказываются не теми, кем кажутся. Чем ближе сериал подходит к концу, тем сюжет становится серьёзнее и серьёзнее, появляется тема фашистских концлагерей, и далеко не все из основных фигур доживут до последней серии.
После успеха на цифровой платформе сериал «За час до рассвета» перекочевал на телевидение. Многие журналисты посчитали должным поделиться своим мнением о ленте, не досмотрев её до последней серии, и оказалось, что общим местом стало сравнение «За час до рассвета» с нашим «Место встречи изменить нельзя» и зарубежными «Острыми козырьками». Так вот, хочется отметить, что достоинство «За час до рассвета» – в собственной оригинальности. В сериале обыгрываются и кое-где пародируются все штампы советского классического детектива с резидентами, с внедрениями в группировки, с разговорами на «фене» и прочими составляющими выдающихся примеров классики жанра. Но эти примеры настолько гиперболизированы, что, когда милиционеры косят автоматными очередями других милиционеров и кровь брызжет чуть ли не с потолка, относиться к этому серьёзно никак не возможно.
Сериал критикуют за то, что герои ходят в элегантных пальто и шляпах, когда в послевоенной стране царил голод. Что «москвичи», прибывшие на помощь провинциальным следователям, весь фильм пробудут в кожаной экипировке, как герои «Матрицы», с пистолетами с глушителями. Что не может женщина в послевоенные годы носить брючные костюмы. И так далее. Но стоит только посмотреть смешной эпизод, в котором Кот напевает «Вечно молодой, вечно пьяный», а Буян, чуть раньше, «Любовь, подумай обо мне», так всё становится на свои места. Нельзя «За час…» воспринимать серьёзно. Это, конечно, не Линдеманн с Lubimiy gorod…, но и не игра в постмодерн. Скорее шуточки для своих. Вот, например, Граф декламирует финал «Гамлета», на что Птаха восхищается: «Вы будто из этого… как его…» Граф помогает: «Из МХАТа». Птаха: «Да!» И это вызывает здоровый смех у зрителей (Бурковский состоит в штате МХТ им. Чехова). О каких тогда анахронизмах и спорах, что носили и что не носили в послевоенные годы, можно вести серьёзные разговоры? «Майор Гром» какой-то, честное слово, а не остросюжетный детектив.
Всё это разыгрывается в совершенно комиксной эстетике. Тут злодеи вызывающе карикатурны, девушки ослепительно красивы, поступки нелогичны, а решения героев своей лихостью вызывают желание снять шляпу перед смелостью сценаристов (как постоянно указывает герой Хабенского, «у нас в помещениях не принято ходить в головных уборах»). Цветовая гамма, от костюмов до экстерьеров, напоминает книжку-раскраску. Порой кажется, что это старый чёрно-белый фильм, подвергшийся наглой современной колоризации. Если вы всё ещё пытаетесь сравнивать «За час…» с «Местом встречи…», то наличие сплит-скринов, стоп-кадров и внезапный монохром, как у Гая Ричи (справедливости ради стоит отметить, что это не всегда оправданно и не везде аккуратно), должны окончательно отмести любые аналогии с советской классикой.
Здесь всё быстрее, остроумнее и отчаяннее. Например, сцена, когда Кот приходит в бандитское логово, чтобы вызволять своих товарищей, один против десятков вооружённых до зубов охранников, – это, разумеется, чистый «Олдбой» (тоже, кстати, комикс). Трудно поверить, но всю эту несусветную красоту снял Игорь Зайцев – адепт классической режиссуры, поставивший «Есенина», «Тобол» и «Великую». В его прежних, по большей части исторических проектах нет такой вольности. Вероятно, здесь сыграло роль то, что «За час до рассвета» снимался изначально для стриминговой платформы и лишь сейчас выходит на НТВ. Интересно узнать мнение рядового зрителя федерального канала, который видит, как «урки валят ментов» пачками с молчаливого согласия милицейского начальства в лице Сатаны и госбезопасности (хитрого руководителя чекистов Ярцева сыграл Владимир Зайцев).
Артур Смольянинов играет романтика Буяна, которого посадили за то, что он в порыве ревности зарубил кого-то когда-то топором, а теперь он проходит своего рода anger management, влюбившись в оперативницу Олю. Роль самой девушки из угрозыска исполняет Алёна Михайлова, её космическая внешность и актёрская всеядность после «Чик», «Волка» и «Водоворота» сделали Алёну одной из самых востребованных артисток своего поколения буквально за два-три года. Графа – интеллигентного взрослого и во всех смыслах большого человека – сыграл Артур Ваха. Несмотря на то что у него за плечами более ста ролей, такого крупного героя, как фальшивомонетчик Иванов, у Вахи ещё не было (его монолог, в котором он исповедуется перед Птахой, дорогого стоит). И, наконец, вишенка на торте – Кот в исполнении Максима Белобородова. Беспредельщик, хам, пижон, разговаривающий с нарочитым одесским акцентом и фразами вроде «я не могу с тебя», «шо ты махаешь пулемётом?», «да я за всю свою жизнь стока жмуров не ложил». Всё это в комплекте с трогательной детской влюблённостью в официантку Марину (Мария Лисовая) делает Кота одним из наиболее запоминающихся героев. Если же поставить этих друзей (а ближе к середине картины они действительно становятся друзьями) вместе, то получится чуть ли не «Мы из джаза» пополам с «Джентльменами удачи».
Что важно, отношения между этими персонажами отходят от комиксного шаблона. Каждый из них по отдельности проходит испытание на верность и любовь, а все вместе – тест на понимание, что же такое дружба. Когда они получают паспорта и билеты в самые разные уголки страны и прощаются на вокзале, за них можно не волноваться: они не разбегутся. Если в городе остаётся кто-то один из них с незавершённой задачей, то планы меняются и завершать дело будут все. В этом главная заслуга сценаристов – мы видим, как на наших глазах убийцы, подонки и рецидивисты оказываются людьми со своими соображениями о поддержке, чести и ответственности друг перед другом, а катализатором для этого становится – банально – любовь.
Да, конечно, примерно с середины, как это и водится в отечественной телеиндустрии, «За час до рассвета» из фильма превращается в телесериал. Всё меньше интересных режиссёрских решений, всё больше длинных кадров, чаще замечаешь фанерные, наспех покрашенные декорации. Появляются шаблонные фразы вроде «этот город прогнил до основания», возникают планы города для перебивок между эпизодами, массовка расставлена не столь аккуратно, как это было в начале. Такова особенность нашего телепроизводства, увы. Но здесь же, ближе к финалу, поднимаются важные, не свойственные кинокомиксам темы насилия над женщинами, фашизма в мирное время и важности памяти о тех, кто во время войны перешёл на тёмную сторону. Разговор о справедливости возмездия и мести идёт без поддавков и постмодернистского юмора. Что важнее для Родины: один предатель, спасший миллионы граждан, или сотни молодцов в верхних слоях номенклатуры, плюющих на отдельно взятого человека? Маски сброшены, здесь уже не до веселья, а выводы, как говорится, делайте сами.