Жуткая детективная драма о злодеяниях в приютах Магдалины.
2015 год. В Дублине находят убитым в собственном доме престарелого священника Перси Шихана (Стивен Бреннан). За дело берётся столичный полицейский Колман Аканде (Дэрил МакКормак). Машину жертвы находят на обочине неподалёку от городка Килкинур. На следующее утро здесь же Лорна Брейди (Рут Уилсон) обнаруживает у себя на кухне тело неизвестной женщины. Расследование детектива Аканде приводит к страшным тайнам, которые десятилетиями скрывал убитый святой отец.
«Женщина в стене» начинается как стандартная детективная история, которая рано или поздно должна связать воедино расследования в Дублине и Килкинуре. Однако шоураннер Джо Мурта («Банды Лондона», «Кухня» и «Стойкая броня») и его команда сценаристов идут много дальше и обманывают ожидания. В результате зрители погружаются в одну из самых мрачных страниц истории Ирландии.
В настоящем времени Лорна страдает лунатизмом и не может контролировать свои действия по ночам. В подростковом возрасте Брейди забеременела и по настоянию родителей попала в один из приютов Магдалины. В исправительных учреждениях для «падших женщин» фактически практиковалось рабство. Юные обитательницы заведений были вынуждены бесплатно работать в прачечной и получали наказания за малейшие проступки. Лорна родила девочку Агнес в приюте. Ребёнка у матери тут же отняли. Брейди так и не пережила страшной травмы и хочет узнать судьбу дочери.
Детектив из Дублина Колман тоже оказывается вовсе не случайным следователем. Полицейский родился в одном из приютов и был усыновлён. Колман счастлив в новой семье, но хотел бы знать, кто является его биологической матерью. Детектив прекрасно понимает Лорну, парочка становится странной, но эффективной командой. Поначалу сюжет рискует уйти то в мистику, то в хоррор, ведь блуждающей по ночам Лорне нельзя доверять, но всё это ловкие обманки.
Британский мини-сериал основан на реальных событиях, хотя городок Килкинур выдуманный. О приютах Магдалины можно прочитать много страшных историй. Заведения были распространены по всей Европе, но особой жестокостью прославились филиалы в Ирландии. Последний страшный приют был закрыт только в 1996 году, так что это вовсе не средневековая легенда. Ирландские кинематографисты, естественно, не обходят жуткую тему стороной. В 2002 году драма Питера Муллана «Сёстры Магдалины» завоевала «Золотого льва» Венецианского фестиваля, а всего через несколько недель Берлинале-2024 откроет экранизация романа Клэр Киган «Такие мелочи». К счастью, злодеяния под покровительством католической церкви сегодня не замалчиваются, но «Женщина в стене» — особый случай. Это не фестивальное кино, которое посмотрят разве что синефилы и поклонники Киллиана Мёрфи (в случае с фильмом «Такие мелочи»), а жанровый мини-сериал, снятый для BBC и Showtime.
Шоураннер Джо Мурта рассказывает, что изначально взялся за написание сценария, поскольку, узнав о приютах Магдалины, был в страшном гневе. Однако автор не хотел давить зрителя шокирующими подробностями жизни в «прачечных», хотя в сериале хватает жутких флешбэков, а в первую очередь стремился поделиться увлекательным детективным сюжетом, который бы попутно знакомил аудиторию с невообразимыми ужасами, творившимися прямо под носом у простых ирландцев. С непростой задачей Мурта справился филигранно. Чтобы зритель не полез на стенку от творящихся на экране адских событий, создатели добавляют в повествование абсурдного юмора в духе Мартина МакДона или братьев Коэн, что снижает давящий пафос трагедии.
В наше время редкий сериал с каждой серией становится всё интереснее. Первые парочка эпизодов «Женщины в стене» зрителя вводят в историю, а затем к детективной интриге добавляют шокирующий исторический контекст. В проекте всего шесть серий, которые после неспешного начала хочется посмотреть как можно скорее до конца. Совершенно справедливым будет упомянуть и талант исполнителей главных ролей, но помогает актерам отличный сценарий, который удивляет снова и снова.
«Женщина в стене» — приятный сюрприз начала сериального года, который рискует остаться без должного внимания, поскольку не изобилует звёздами первой величины, а внимание любителей жанра устремлено в сторону «Настоящего детектива». Однако мало какие проекты сегодня и столь изящно придерживаются жанра, и касаются болезненной социально важной темы.