Брендан Глисон и Патриша Кларксон ходят к психологу в попытках избежать развода.
Супругам Скотту (Брендан Глисон) и Эллен (Патриша Кларксон) за 60. Дети давно разъехались и редко навещают родителей, есть даже первые внуки. Кажется, можно глубоко выдохнуть и наконец подумать о себе. Эллен — женщина прогрессивная и современная: занимается благотворительностью, ходит на йогу и принимает сексуальные и национальные меньшинства. Её муж Скотт законсервировался раз и навсегда где-то в середине прошлого века: он много читает и смотрит телепередачи о Гражданской войне в США, слушает Майлза Дэвиса, Чарли Паркера и Джона Колтрейна, не понимает никаких модных веяний. Женщина в ужасе — все люди, которые интересуют супруга, давно умерли, да и он как будто готовится к смерти, а Эллен на подобное не подписывалась. Она открыто заявляет Скотту, что подумывает о разводе. В последней попытке спасти брак супруги еженедельно ходят к семейным психологам Стиву и Сэнди (внешне эта парочка напоминает пожилых хиппарей, которых наверняка заботят отношения человека с окружающей природой).
Первый сезон «Семейного брака» вышел на экраны почти 3 года назад. В нём жители Лондона Луиз (Розамунд Пайк) и Том (Крис О’Дауд) пытались сохранить отношения после измены жены. Каждая серия представляла собой их разговор в баре (за кружечкой пива у него и бокалом белого вина у неё) перед сеансом семейной терапии. Во втором сезоне концепция никак не изменилась, только герои стали на 20 с лишним лет старше, живут они в небольшом прибрежном городке в США, а поводом для возможного расставания стала накопившаяся усталость от отношений. Скотт и Эллен тоже ходят к психологу (даже к двум). Его кабинет расположен на втором этаже здания, а на первом — кафе с говорящим названием «Послевкусие». Основные события в жизни немолодых людей уже вроде бы в прошлом, но исключительно ностальгировать и наслаждаться тем самым приятным послевкусием жене уж точно не хочется. В отношении мужа есть сомнения. После стольких лет брака герои неожиданно оказываются друг для друга незнакомыми людьми. Они заранее знают, что понравится, а что нет второй половинке, а потому о своих новых увлечениях и хобби даже и не рассказывают, видимо, считая, что в 60 никто уже не изменится.
«Семейный брак» по-прежнему делают сценарист Ник Хорнби («Воспитание чувств» и «Бруклин») и режиссёр Стивен Фрирз («Королева» и «Филомена»). Весь сезон состоит из 10 серий по 10 минут, так что он целиком умещается в 2 часа. Динамика отношений мужа и жены интересна, но при большом желании каждый эпизод можно рассматривать и как отдельный короткометражный фильм. Это зарисовки о современном мире, в котором немолодому человеку не так-то просто порой разобраться. Нововведение сезона — активная роль баристы, небинарной персоны Джей (Эско Джули). Поначалу растерявшийся консерватор Скотт просто не понимает, почему одного-единственного человека нужно называть «они». На самом же деле ворчливый мужчина опасается перемен, а прошлое с понятными событиями и привычными любимцами является зоной комфорта, куда можно вновь окунуться в любой непонятной ситуации. И если посещающая собрания квакеров и участвующая в экологических протестах Эллен по ходу сезона не меняется, то Скотт покидает свой футляр и даже заводит дружбу с Джей (что в первом эпизоде представить невозможно).
В новом сезоне сам брак отходит на второй план: на самом деле он посвящён старению и разным способам справляться с неизбежным. Эллен отказывается от своего возраста и, как студентка, попадает в одну авантюру за другой. Скотт же принимает себя в качестве пенсионера (хотя язык не поворачивается назвать пенсионером ни Глисона, ни Кларксон) и наслаждается спокойствием и размеренным течением времени. В этом и заключается весь их конфликт, а потому любопытнее следить за реакцией на современную повестку. Скотт в ужасе от того, что в кафе нужно выбирать между капучино, рафом, флэт уайтом и латте, а нельзя просто заказать кофе. Эллен делает вид, что знает о сегодняшнем дне всё и вообще ничему не удивляется, при этом боится сказать что-то лишнее про геев или небинарных персон. Знать-то она, конечно, знает, но как бы чего не вышло.
Хорнби и Фрирз прекрасно чувствуют себя в коротком формате. Но, конечно, «Семейный брак» развалился бы без замечательных актёров. Кстати, и Крис Дауд, и Розамунд Пайк, снимавшиеся в первом сезоне, завоевали за свою игру по статуэтке «Эмми». Глисон и Кларксон играют совершенно других героев, но снова блистательно — интонациями и мимикой, никаких резких движений. Авторы сериала наслаждаются минималистичными средствами и выжимают максимум из одного большого помещения кафе: пара садится за разные столики, меняются ракурсы камеры, эпизоды начинаются со вступительных диалогов с баристой. Едва заметная режиссура Фрирза и отсутствие ярких художественных приёмов позволяют зрителю прислушаться к героям, обратить внимание на их одежду и меняющееся от серии к серии настроение. Дьявол, как всегда, в деталях.
Поклонники первого сезона «Семейного брака» могут быть спокойны — все ингредиенты его успеха на месте. С другой стороны, новые серии не являются калькой проверенного рецепта. Одних только Брендана Глисона и Патриши Кларксон в кадре было бы достаточно, чтобы не пропускать второй сезон. В связи с немолодым возрастом главных героев сериал стал менее энергичным и более размеренным, но не менее обаятельным. Другое дело, что эффекта удивления форматом уже нет.