Рассказываем, каким получился первый сезон самого дорогого стримингового проекта в истории.
Вторая эпоха Средиземья — более тысячи лет до событий «Хоббита». Эльфийка Галадриэль (Морвет Кларк) по всему свету ищет некоего Саурона — протеже разбитого эльфами Темного Лорда Моргота. Злодей убил брата героини, а теперь скрывается и явно наращивает мощь для грандиозного возвращения. В Южных землях эльф Арондир (Исмаэль Крус Кордова) вместе с женщиной Бронвин (Назанин Бониади) пытается спасти приграничные деревни от возможного нападения орков. Представители харфутов — предков хоббитов — Поппи (Меган Ричардс) и Нори (Маркелла Кавена) находят буквально свалившегося с неба мужчину (Дэниэл Вейман), который ловко обращается с магией и почему-то не помнит своего прошлого. Размеренная жизнь заканчивается для всех — кажется, грядет что-то страшное.
Разговор о «Кольцах власти» приходится начинать с клейма, которое висит на новинке Amazon: это самый дорогой сериал в истории. От скверной привычки считать чужие деньги, увы, никуда не деться, поэтому во время просмотра ненароком разглядываешь масштабные декорации, роскошные костюмы, экшен-сцены и отполированные спецэффекты, уделывающие большинство современных голливудских блокбастеров. Несмотря на постоянные шутки хейтеров о распиле бюджета стоит признать, что сериал действительно выглядит дорого и богато. Правда это осознание не вызывает никаких эмоций — ни восхищения тем, что грань между сериалами и кино в очередной раз размыта, ни отвращения из-за попыток купить зрительское внимание астрономическими суммами, превышающими ВВП некоторых стран.
Тотальное безразличие — вот с чем оставляет сериал рядового зрителя, который не разбирается в каноне Средиземья. Что касается хардкорных фанатов — они, очевидно, возмущены и уже публикуют в интернете научные диссертации о 1001 расхождении сериала и трудов Толкина. Проблема в том, что «Кольца власти» — стерильный и беззубый проект, который попросту не мог быть другим из-за тех самых баснословных денег, потраченных на покупку прав и сами съемки. Безопасное и чуть ли не семейное фэнтези, лишенное креативных рисков, — ироничный результат для попытки повторить успех шокирующей и обманывающей ожидания «Игры престолов». Есть подозрение, что в истории сериальной индустрии «Кольца власти» останутся олицетворением турбулентной эпохи — времен раздутых стриминговых бюджетов и неудачных попыток экранизировать бестселлеры в отчаянной попытке найти свою «Песнь Льда и Пламени».
Новинку Amazon было бы уместнее сравнивать с «Основанием», «Ведьмаком» и «Колесом времени» — другими эпигонами «Игры престолов», основанными на популярных книжных сериях. Проблема всех этих сериалов лежит на поверхности. Во-первых, создатели сразу пытаются по лекалам и алгоритмам создать крупнобюджетный международный хит, забывая о том, что проект HBO постоянно наращивал темпы и стал таким лишь к последним сезонам. Во-вторых, цельный первоисточник упрощает задачу сценаристов, но убивает интерес зрителей — именно отсутствие финальных книг Джорджа Мартина вынуждало фанатов гадать, что же произойдет дальше. В «Кольцах власти» нет глобальной интриги: известна судьба ключевых героев, вроде Галадриэль, к тому же можно в любой момент загуглить хронологию событий. Единственные загадки первого сезона — где скрывается Саурон и кем является Странник — многие раскрыли еще в первых эпизодах. Конечно, можно смотреть сериал и ради новых героев, но вряд ли найдется хоть один зритель, который предпочтет безликих Арондира или Нори воинствующей эльфийке.
На протяжении всего сезона сериал защищали фразами о том, что пока рано делать выводы. Даже после скомканного финала эти доводы не прекратились — теперь разочарованным зрителям предлагают дождаться второго сезона. Создатели тоже заявляют, что дальше — больше и лучше: мол, все сценарные процессы уже налажены, да и Саурона обещают показать не абсолютным злом, а «комплексным антигероем, похожим на Тони Сопрано и Уолтера Уайта». Звучит это нелепо, но странным образом пробуждает интерес. На сериале пока что не хочется ставить крест, поэтому остается только надеяться, что хотя бы частичная работа над ошибками и правда будет проведена. Иначе амбициозный план по релизу аж пяти сезонов пойдет насмарку всего лишь после второго: все же современный зритель не настолько щедр, чтобы давать еще и третий шанс.