Новый захватывающий российский космический триллер получился не хуже, чем его предшественник «Время первых»
Новый захватывающий российский космический триллер получился не хуже, чем его предшественник «Время первых».
В 1985 году в советскую орбитальную станцию «Салют-7» попадает метеорит. В результате аварии на станции отключается электропитание, и ЦУП теряет связь с «Салютом», летящим в беспилотном режиме. Что еще хуже, станция начинает неуправляемо вращаться, и она сходит со стабильной орбиты. Чтобы спасти «Салют» и честь советской космонавтики, на станцию отправляют двух лучших космонавтов – командира-пилота Владимира Федорова (Владимир Вдовиченков) и инженера Виктора Алехина (Павел Деревянко). Только они могут пристыковаться к крутящейся станции и попытаться ее починить. Когда космонавты прибывают на «Салют», они обнаруживают, что электроника покрыта льдом, который после разморозки превратится в воду и сожжет станцию короткими замыканиями.
В полном соответствии с голливудской традицией снимать сразу два блокбастера на одну и ту же тему российские кинематографисты в этом году подготовили две ленты о нештатных ситуациях на орбите. Весной мы посмотрели «Время первых», где рассказывалось о первом выходе человека в космос и об аварии на борту «Восхода-2», а сейчас пришло время «Салюта-7», который тоже вдохновлен реальным космическим ЧП, которое случилось через 20 лет после полета Леонова и Беляева.
В отличие от «Времени первых», герои «Салюта-7» носят частично вымышленные имена (реально станцию спасали Владимир Джанибеков и Виктор Савиных), что отражает частичную вымышленность сюжета и самых космонавтов. Так, если у экранных Владимира и Виктора маленький ребенок и беременная жена, то у реальных напарников были дочери-старшеклассницы, почти ровесницы. Картина более-менее следует фактам вплоть до окончания ремонта проводки, после чего начинает громоздить аварии и нагнетать страсти. В реальной жизни ремонт прошел без сучка и задоринки, и проявлять героизм в киношном смысле слова никому не пришлось. Так что это не подлинная история «Салюта-7», а фильм-катастрофа, который использует события 1985 года как отправную точку для придуманного драматизма.
На наш вкус, было бы корректнее дать станции вымышленное название, дабы подчеркнуть, что это не байопик. Но мы понимаем, что с коммерческой точки зрения название «Салют-7» лучше, что нашему кино очень трудно быть скрупулезно честным со зрителями. Кроме того, «Салют-7» представляет наших космонавтов большими героями, чем они показали себя в реальности, и это куда лучше, чем преуменьшать реальные подвиги, как это порой случается в нашем кино. Также мы не сомневаемся, что Джанибеков и Савиных не ударили бы в грязь лицом, если бы попали в ту же критическую ситуацию, в какой оказываются их экранные тезки.
Как и «Время первых», «Салют-7» начинается на Земле (если не считать вступительной сцены на станции), но его пролог заметно короче, чем в фильме Дмитрия Киселева. Режиссеру Климу Шипенко не терпится перенестись в космос, и он совершенно прав. Зачем в жанровом кино тянуть резину? Представили персонажей, показали их дружбу и любовь к работе, парой штрихов наметили семейную жизнь, обрисовали задачу, которую парни должны решить, напомнили о космическом соперничестве с США… И вперед, в невесомость.
Дальше события развиваются в космосе, и фильм ненадолго возвращается на Землю лишь для того, чтобы отобразить переживающий ЦУП, волнующихся жен и смурных генералов, которым не терпится «бахнуть» (станцию предлагали взорвать). В то время как в голливудском «Аполлоне-13» астронавты и ЦУП вместе придумывают, как спасти корабль, в «Салюте-7» Земля мало чем может помочь, и космонавты сами решают, что им делать. Порой они нарушают прямые приказы, что в контексте фильма вполне оправданно. Субординация субординацией, но никто не знает «Салют-7» лучше Владимира и Виктора, и им виднее, как наладить «космическую морозилку».
Любое пафосное кино о космонавтах должно одновременно воспевать героев и очеловечивать их – придавать им простительные недостатки и эксцентричные черточки, дабы персонажи не казались безупречными божествами, далеко ушедшими от простых смертных. Шипенко удачно справляется с обеими задачами. Федоров и Алехин не безупречны – первый слишком нагл и самонадеян, а второй порой кажется комичным слабаком на фоне более решительного и статного товарища. Но когда сюжет испытывает их на прочность, оба оказываются отличными специалистами, надежными друзьями и не сдающимися героями. Практически супергероями.
Правда, это супергерои советско-российского извода. Они носят шапочки с помпонами (подлинная деталь), могут в минуты отдыха накатить коньяку (тоже подлинная деталь – на «Салюте» был алкоголь) и решают проблемы, которые отчасти сами же и создали. При этом окончательный ремонт они проводят истинно по-русски – здоровенной кувалдой. В сущности, они – дальняя родня русского космонавта Льва из «Армагеддона». Но, конечно, показаны они с куда большей симпатией и с куда большим уважением. Хотите более стильного героизма? Извините, не завезли.
К чему можно придраться в «Салюте-7»? Во-первых, к внешности Александра Самойленко, который слишком уж замызган для руководителя полета и бывшего космонавта (прототип его персонажа – Валерий Рюмин). Во-вторых, к тому, что лента слишком уж эмоционально давит при изображении героических моментов, и это делает ее по-советски пафосной и наивной. Жанр «Салюта-7» такой подход допускает, но можно было бы найти менее топорные решения.
Чего жанр не допускает, так это слабых спецэффектов, а с эффектами у фильма все в полнейшем порядке. Операторы, каскадеры, художники, конечно, ведущие актеры убедительнейше переносят зрителей в космос, где в невесомости верх не отличается от низа, а вода не растекается по полу, а собирается в летающие капли.
В целом постановочно «Салют-7» не слабее «Времени первых», а художественно он лишь немногим менее глубок – за счет того, что его персонажи попроще, а сюжет преимущественно вымышлен, и в нем меньше политических обертонов. Так что если вам понравилось космическое приключение Хабенского и Миронова, то вам, вероятно, понравятся и звездные похождения Вдовиченкова и Деревянко. Космос зовет!
С 12 октября в кино.