
В российский прокат вышла камерная драма «Арман», номинант на премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» от Норвегии, а также обладатель приза «Золотая камера» Каннского кинофестиваля 2024 года. Фильм стал полнометражным дебютом для Хальвдана Ульмана Тёнделя, внука актрисы Лив Ульман и режиссера Ингмара Бергмана.
Главная героиня «Армана» — мать-одиночка, актриса Элизабет, которую резко вызывает в школу дирекция. Оказывается, что родители одного мальчика обвиняют сына Элизабет в насилии — женщине не остается ничего другого, как защищать себя и своего ребенка, верить, что он ни в чем не виноват. На прошлом Каннском кинофестивале мы поговорили с исполнительницей главной роли, обладательницей приза за лучшую женскую роль Ренате Реинсве о ее жизни после успеха «Худшего человека на свете», стереотипах вокруг актерской профессии и самокритике.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Это ваш первый визит в Канны после триумфа в 2021 году с «Худшим человеком на свете». Что изменилось с тех пор?
Многое, и мне тяжело вернуться в норму. Крайне сложно поддерживать нормальное состояние жизни.
Что вы делаете для этого?
Работаю в саду, мне нравится, когда земля забивается под ногти. Провожу время в Осло и стараюсь встречаться с друзьями. Это достаточно для того, чтобы начать процесс реабилитации.
Снова оказавшись во дворце фестивалей, вспоминаете моменты трехгодичной давности?
Да, недавно проходила около места, рядом с которым мне кто-то шепнул на ухо: «Мне кажется, что ты победишь». И я не поверила.
Правда?
Да! Я помню, как покружилась в платье на красной дорожке и подумала, что это точно мой последний раз в Каннах, нужно насладиться сполна.
Почему?
Я очень самокритична. Когда смотрю кино с собой, мне всегда кажется, что я его испортила, что недостаточно хороша. Мои чувства понимает и разделяет Хальвдан: для «Армана» мы часто снимали одну и ту же сцену по несколько часов, потому что она была «недостаточно хороша», не могли остановиться. Поэтому нам нужен был кто-то третий, кто сказал бы «Стоп».
Как ваша жизнь изменилась после «Худшего человека на свете»? Вы недавно снялись в сериале «Презумпция невиновности» с Джейком Джилленхолом.
Да, мне повезло получить эту роль. Я дико тряслась и нервничала, когда впервые увидела Джейка и познакомилась с ним. Помню, как мы обсуждали наши роли и разбирали вместе все мельчайшие детали сценария. Страх быстро прошел, потому что мы говорили о кино. С тех пор мы дружим.
Думаю, что с момента премьеры окружающий мир становится для меня все меньше и меньше — раньше многие вещи казались такими далекими и большими, а теперь они такие близкие и крохотные, хотя ничуть не изменились. Я невероятно счастлива, что меняюсь, хотя мир вокруг меня сильно ужался.
У вас в этом году есть и другие проекты — например, «Другой человек», показанный на «Сандэнсе», а потом в Берлине. Раз столько дверей и карьерных путей открылось, как вы выбираете, в чем сниматься?
Интуиция, которая исходит из моих внутренних установок. Мне нужно веселиться во время работы, это уравновешивает мою скрупулезность и желание сделать персонажа как можно богаче. Также важно, чтобы история резонировала с моим внутренним миром.
Каков был ваш путь от «Худшего человека на свете» к «Арману»? Насколько помню, вы хотели уйти из профессии.
Да, сейчас много всего увлекательного происходит в Норвегии, но несколько лет назад было тяжело, у меня не получалось находить женские роли, которые мне бы понравились. В театре было получше, там много известных и больших постановок, но на сцене я чувствовала себя не на своем месте. В кино мне было очень грустно играть роли «девушек по соседству», скучных и одноплановых персонажей, поэтому хотела оставить актерскую карьеру. Сейчас же в Норвегии появилась волна новых и интересных режиссеров — «Арман» как раз сделан одним их таких авторов. Мы работали вместе с Хальвданом около 8-9 лет над этим фильмом, поэтому я рада, что его отобрали в «Особый взгляд» Канн.
Вы изначально были в касте «Армана»?
Да, до полного метра мы сняли короткий, это как раз было лет 8-9 назад. Съемки заняли два дня, после их завершения мы чуть-чуть поплакали и продолжили общаться, между нами возникла сильная связь. Когда у тебя настолько отличный контакт с кем-то, ты можешь сделать все что угодно.
Тогда решили, что сделаем еще что-нибудь вместе, и с тех пор Хальвдан писал сценарий. Я читала все драфты, но мне понравился и первый вариант, сказала что-то типа: «Это лучшее, что я читала в жизни». С каждым разом он повторял, что история все темнее и темнее, и спрашивал, готова ли я. Мне же было интересно испытать себя, насколько глубоко смогу погрузиться в чью-то боль и стресс, перевоплотиться в человека, чьи травмы прошлого так ярко живут в настоящем. Моя героиня Элизабет не просто спорит с людьми вокруг нее и защищает сына, она борется за свою правду.
Хотя «Арман» — это мой самый сложный проект, всегда важно толкать себя дальше, пробовать новое. На некоторые моменты в сценарии я указывала и говорила, что не смогу сделать, это невозможно. В фильме есть одна очень долгая и эмоциональная сцена «смеха» — я ею горжусь. До и после ее съемок мне специально дали по пять дней выходных, чтобы я отдохнула психологически и была готова. Потом, правда, сказала продюсеру, что мне понадобится терапевт после всего.
О той самой сцене — как долго вы ее снимали?
На нее ушел целый день. После этой смены я спала почти без перерывов пять суток.
Важная характеристика Элизабет — она мать-одиночка. К сожалению, многие страны не помогают матерям-одиночкам, а выставляют их проблемой общества. Как складывается эта ситуация в Норвегии?
Да, в разных странах все по-разному. Помню, когда в качестве промо делала интервью с итальянскими и испанскими критиками, они совершенно по-другому реагировали на желание героини не иметь детей, чем критики в Норвегии. Оказалось, что наше общество в этом аспекте более прогрессивное. Думаю, что, хотя в Норвегии прекрасная социальная система поддержки, у нас статус «мать-одиночка» связан с чем-то постыдным и странным, что приходится по-другому семью выстраивать.
Еще один из конфликтов фильма в том, что родители другого ребенка не верят Элизабет, потому что она — актриса, и обвиняют ее в скандальности. Есть ли у вас пример из жизни?
Элизабет также отражает предрассудки, связанные с нашей профессией. Якобы мы манипулятивные и неискренние, не знаем себя. Поэтому мне было нелегко играть роль Элизабет, быть тем самым потерянным человеком, играющим с чувствами других людей. Сейчас могу сказать, что благодаря «Арману» и многим сеансам психотерапии я наконец-то приняла части себя, которые отрицала. Это невероятно, но было ***** как тяжело.
Думаю, что всем понятна ситуация Элизабет, когда ты чувствуешь оценку общества. Приходится постоянно ей сопротивляться на уровне подсознания и думать, как исправить чужое восприятие тебя. Уверена, что у журналистов так же — вас обвиняют в том, что вы постоянно ищете сенсации и интересную историю.
Кажется, что для вас роль Элизабет была очень рискованным шагом. Риск — это часть профессии?
Да, она также про баланс, защиту себя. Съемки «Армана» — это первый раз, когда я перешла черту и слишком глубоко погрузилась в чужой психоз. Но каждый раз понимала, что нужно постараться ради сцены, ее нужно доделать.
Где для вас проходит граница?
Не могу говорить детально, потому что мы с Хальвданом решили не раскрывать подробности, но все же. Я сразу сказала ему, что не смогу исполнить сцену «смеха» и плавно перейти в следующую, но в итоге попробовала. Мне было страшно, потому что во время съемок я будто теряла контроль над собой, а мы повторяли этот момент много раз. Тогда нужен был тот самый третий человек, который крикнул бы: «Хватит!» Теперь мы думаем, как лучше организовать работу в будущем.
Изменил ли этот фильм ваш личный взгляд на мир и на то, как вы оцениваете других людей?
Да, потому что «Арман» наглядно показывает, что мы знаем очень мало друг о друге, но спешим делать выводы. Это умная мысль.
На протяжении всей картины герои меняются, наше отношение к ним также меняется — что вас зацепило в Элизабет?
Я не знала, какова на самом деле Элизабет, пока не оказалась на съемочной площадке. Помню, как ко мне подошел Хальвдан после первого кадра, мы вместе посмотрели запись и наконец-то поняли, как выглядит наша Элизабет. Мне нравится принцип работы, когда ты находишь «это» в процессе, а не обдумываешь все заранее. Нужно быть пластичным, находиться в моменте, только так ты будешь правдивым и настоящим.