Слишком рыхлая, чтобы быть полноценным политическим триллером, и недостаточно глубокая, чтобы считаться байопиком, картина о противостоянии СМИ и властей
Энергичный репортер провинциальной газеты Гари Уэбб, раскапывая очередное грязное дельце о наркоторговцах, натыкается на золотую жилу – несколько отправленных за решетку дельцов вне протокола сообщают о том, что в поставках кокаина в Америку замешано Центральное разведывательное управление. Распутывая клубок сомнительных сведений от не слишком добропорядочных политиков, криминальных авторитетов и непосредственных участников операции, порочащей ЦРУ, Уэбб собирает достаточно материала, чтобы опубликовать разгромную статью. Расследование Уэбба взрывает медиапространство и серьезно ударяет по администрации американской разведки. Понимая, что остановить Гари нельзя, а устранять слишком хлопотно, ЦРУ обвиняет журналиста во лжи и запускает машину по его дискредитации…
Голливуд собаку съел на политических триллерах. Жизнь постоянно подбрасывает американским продюсерам столько разоблачительных и сотрясающих устои системы тем, что нам, с нашей замкнутой на саму себя вертикалью власти, можно только завидовать – как внутри, так и вовне США кипят такие страсти, что только успевай подносить бобины с пленкой. Снимай да радуйся. Реальных историй проколов главных лиц государства или его важнейших систем управления хватит на всех, только наберись смелости правильно подать свой рассказ, сделать его захватывающим, как фильмы, разоблачающие Уотергейт, или психологически напряженным, как сериал «Служба новостей». В основе фильма «Убить гонца» тоже лежат реальные события, расследование Уэбба действительно в свое время всколыхнуло Америку и обернулось глубокой личной трагедией главного действующего лица. Фильму, однако, классикой жанра стать не удалось. И вот почему.
У истории Гари Уэбба существует несколько граней. Конечно, раскопанные репортером материалы – это грандиозный скандал, но не только в этом кроется зерно. Уэбб – образец журналиста, бульдогом хватающегося за сюжет и не отпускающего его до последнего знака в статье. За тем, насколько далеко может зайти столь одержимый человек, наблюдать не менее интересно, чем за сутью расследования. Преодолеть сопротивление властей, пересилить свой страх перед погружением в мутные воды наркобизнеса, выдержать угрозы глав ЦРУ, устоять перед соблазнами и проигнорировать опасность, нависшую над родными, – Уэбб проходит ради своей истории через многое. Однако действительно интересно это показать у режиссера Майкла Куэста не получилось.
Куэст, собственно, погорел ровно на том, что стало причиной травли Уэбба, – как у журналиста в нужный момент не оказалось никаких письменных подтверждений его теории, так у режиссера не оказалось под рукой достаточно внушительных аргументов, чтобы в историю репортера-героя поверить. Вроде бы персонаж Джереми Реннера действительно постоянно находится в поиске, но особенных переживаний по этому поводу почти не заметно. Расследование распадается на десятки мелких частичек, связанных между собой лишь условно, огромное количество третьестепенных персонажей, появляющихся на долю секунды, чтобы без следа исчезнуть, тоже не добавляет ленте концентрации. В какой-то момент следить за происходящим становится невыносимо.
Настроение фильма слегка меняется, когда сюжет проходит пик и герой превращается из сенсационного разоблачителя в лжеца-изгоя. Но и здесь зрителя ждет разочарование – все тот же калейдоскоп бессвязных сцен, скучных разговоров, намеков на угрозы, авторы просто не нашли способа продемонстрировать давление, оказываемое на Уэбба. Без этого переживать за него очень сложно. И как бы режиссер ни придавал ему человеческий облик отношениями с сыном, любовью к мотоциклу и трогательным признанием в измене жене – Уэбб остается скорее заготовкой персонажа, чем объемным, живым человеком в беде.
Не станем за все эти огрехи и досадные промашки судить Реннера, он отчаянно старается играть. Это не Соколиный глаз, здесь нужно вместо стрел использовать слова, а напор сменить на изворотливость, и актер старается отчаянно. Увы, постановщик лишает Джереми оперативного простора и не дает особо развернуться. Это же касается остальной группы – в фильме собрано большое число узнаваемых лиц, но никого из них нельзя назвать полноценным героем. Зрители словно смотрят на набор кинопроб.
Жизнь Гари Уэбба и разворошенный им муравейник американской разведки и правительства заслуживают тщательного изучения, споры о том, насколько правдивы были сведения, приведенные журналистом, ведутся до сих пор. Сделать действительно качественное кино из набора разоблачений на этот раз не получилось, но это не значит, что в жанре назрел кризис. Выступивший продюсером Реннер всего лишь допустил ошибку с выбором режиссера и поспешил утвердить сценарий, такое бывает. Тут главное – не останавливаться, в Америке грязного политического белья достаточно, а благодарных зрителей еще больше.