10 сентября прославленному американскому режиссеру и сценаристу Крису Коламбусу исполняется 65 лет. Мастер семейных комедий, классических сказок и вдохновляющих человеческих историй Коламбус, сам того не подозревая, сформировал собственный уникальный киноязык: его фильмы, подобно теплым родительским объятиям, вселяют в зрителей чувство всеобъемлющей внутренней любви — к миру, искусству и самому себе. В честь дня рождения самого доброго режиссера на планете составили рейтинг его наиболее известных фильмов и расставили их от худшего к лучшему.
8-е место
Даже заядлым поклонникам Адама Сэндлера — а эти товарищи готовы принять многое — будет достаточно сложно восхититься «Пикселями». Ностальгическая комедия, снятая на стыке live-action и анимации, должна была вернуть зрителям любовь к «Тетрису» и «Pac-Man», вайб детства и непосредственность комедий XX века. Но вышло все с точностью до наоборот. Экранизация аркадных игр, в которых фактически нет сюжета, — дело не самое простое. Все попытки Коламбуса наполнить историю смыслом в конце концов оказываются тщетными, поскольку он в своем стремлении вернуть атмосферу прошлого игнорирует факт эволюции жанра, продвигает шутки ниже пояса и явно экономит на смысле в отношениях между персонажами.
7-е место
Среди самых амбициозных проектов из когда-либо созданных Крисом Коламбусом научно-фантастическая притча «Двухсотлетний человек» тоже является одним из самых больших разочарований. Многообещающая концепция об андроиде (Робин Уильямс), находящемся в вечном познании человечности, разваливается под натиском пустых сантиментов и монструозного хронометража. Тем не менее есть у «Двухсотлетнего человека» и немногочисленные плюсы, такие как изящный, как и всегда, актерский подход Робина Уильямса, который из кадра в кадр наполнял своего персонажа ощущением жизни, а также впечатляющий, особенно для тех лет, грим, который постепенно трансформировал робота в человека.
6-е место
После невероятной популярности «Гарри Поттера» сразу несколько голливудских гигантов пытались подключить Криса Коламбуса к новой фэнтезийной франшизе про подростков. В 2010 году режиссер, по всей видимости, сдался и снял для 20th Century Fox «Перси Джексона и похитителя молний», экранизацию нашумевшей серии книг Рика Риордана, которые также были вдохновлены волшебным миром Джоан Роулинг. Здесь важно отметить, что литературный «Перси Джексон» по своему лору существенно уступает «Гарри Поттеру», во многом по этой причине вылепить новый хит из очень вторичной книги у Коламбуса не получилось. И все же у фильма имеются и свои собственные промахи, например, тотальное отсутствие визуальной эстетики и погружения в жанр, что для фэнтези в целом смерти подобно.
5-е место
Главная проблема сиквела «Одного дома» заключается в том, что «Затерянный в Нью-Йорке», по сути, полностью повторил идею оригинала, выкрутив сентиментальность и садизм до рекордного уровня. История Кевина МакКалистера (Маколей Калкин) по-прежнему осталась захватывающей, но лавров второго «Терминатора» она все-таки не собрала. Больше всего фильм, как ни странно, запоминается новыми персонажами: гостиничным портье с кровожадной улыбкой (Тим Карри) или внезапным камео будущего президента США Дональда Трампа. На всех остальных уровнях «Затерянный в Нью-Йорке» банально не удивляет, не открывает зрителю ничего нового — ни о главном герое, ни о его семье, — но, к счастью, все еще дарит заряд хорошего настроения.
4-е место
Вторая часть «Гарри Поттера» не имеет таких проблем с сюжетом, как, например, «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке». Более того, в «Тайной комнате» Коламбус во многом отошел от атмосферы диккенсовской сказки из первой части, выбрав более нетривиальную стилистику нуара, которая отлично вписывалась в сюжет, построенный на расследовании преступлений против магглорожденных волшебников. И все же сиквел «Гарри Поттера» имеет значительные трудности с темпоритмом. «Тайная комната», далеко не самая большая книга серии, является самой продолжительной экранизацией с пугающим по тем временем хронометражем в два часа. Из-за этого история местами провисает, а активно мрачнеющая картинка отбирает драгоценное ощущение волшебства. Для многих тем не менее «Гарри Поттер и Тайная комната» остается любимым фильмом серии, снятым с самым бережным обращением к первоисточнику — и это действительно так.
3-е место
Настоящий бриллиант в коллекции Криса Коламбуса — всенародно любимый «Один дома», — как показало время, фильм не на годы, а на века. Удачно скроенный рождественский хит о гениальном ребенке и двух глуповатых грабителях собрал в себе лучшее от жанра комедии и семейного кино в принципе. Стоит отметить, что «Один дома» — редкая работа в фильмографии Коламбуса, снятая по сценарию не менее талантливого Джона Хьюза («Клуб “Завтрак”»). А, как мы помним, одна голова хорошо, но две всегда лучше. Творческая коллаборация Хьюза и Коламбуса — очередное тому доказательство. Впрочем, не стоит забывать и о великой партитуре Джона Уильямса, третьего гения «Одного дома», пусть и не совсем от мира кинематографа.
2-е место
Менее популярная, но определенно не менее любимая комедия «Миссис Даутфайр» — неофициальный бенефис Робина Уильямса в роли отчаявшегося разведенного мужчины, готового на самые крайние меры ради встречи с любимыми детьми. За флером добродушного, местами абсурдного фильма с присущими для жанра слэпстиком и буффонадой Коламбус прячет достаточно важный социальный месседж о том, как общество все чаще нивелирует важность отцовства, забирая нечто действительно важное как у детей, так и у самих мужчин. Для Коламбуса, который сам является многодетным отцом, тема родительства в кино, вероятно, самая личная, а поэтому именно она чаще других попадает в сердце зрителя, задевая струны, которые долгое время оставались в молчании.
1-е место
Венцом творчества Криса Коламбуса считается «Гарри Поттер и Философский камень» — первая часть бессмертной франшизы Warner Bros., которая не только возродила полузабытый жанр, но и вернула людям любовь к литературе. Забавно, что из всех частей «поттерианы» самым «английским» по духу остается «Философский камень», снятый американцем Коламбусом. Режиссер бережно сохранил культурный код волшебной франшизы Джоан Роулинг, населив сказку о мальчике-который-выжил многочисленными референсами к классической британской литературе. Тема семьи, столь важная для самого режиссера, прослеживается здесь не в отношениях с родственниками, а внутри маленького мира Хогвартса, где каждый может почувствовать себя любимым и особенным.