7 августа свой день рождения отмечает обворожительная Шарлиз Терон. С легкостью переходя из жанра в жанр, она снискала славу одной из самых универсальных актрис Голливуда: Терон одинаково хороша, как в камерных артхаусных драмах, так и в коммерческих «зрительских» экшн-фильмах. С самого начала своей актерской карьеры Шарлиз Терон демонстративно выступала против навязанных индустрией штампов, выбирая неоднозначные и в чем-то даже провокационные роли. Собрали семь самых ярких и запоминающихся перевоплощений актрисы.
«Взрывная блондинка» Дэвида Литча — далеко не первый эксперимент актрисы в жанре боевика (не стоит забывать об “Эон Флакс”, хотя, многие наверняка бы с радостью это сделали), однако только ей удалось добиться значительного зрительского успеха и хорошо показать себя в мировом прокате. Впрочем, большим хитом «Взрывная блондинка» так и не стала, что прискорбно, ведь Шарлиз в ней бесстыдно хороша. Действие фильма происходит в Германии времен холодной войны. Терон играет роль Лоррейн, обольстительной шпионки МИ-6, посланной правительством в Берлин для борьбы с мириадами агентов КГБ. В одном из интервью актриса призналась, что всегда мечтала воплотить на экране бесстрашную и эмансипированную женщину, способную противостоять любому мужчине. Она лично настаивала на том, чтобы Лоррейн избавили от присущему всем женским персонажам «сентиментальному» бэкграунду и позволили творить все, что ей заблагорассудится. Примечательно, что львиную долю трюков в фильме Терон выполняла самостоятельно, как и подобает настоящей звезде боевиков.
Сентиментальная мелодрама «Сладкий ноябрь» на первый взгляд выглядит квинтэссенцией всего, что Терон так упорно избегала на протяжении всей своей карьеры: банальный сюжет, шаблонный персонажи, отсутствие хоть какой-то правдоподобности. Однако с течением времени этот фильм, как хорошее вино, приобрел какое-то особое очарование, подвластное лишь ромокомам из девяностых. Фильм повествует об отношениях двух молодых людей: педантичного трудоголика Нельсона (Киану Ривз) и раскрепощенной и свободолюбивый Сары (собственно, Шарлиз Терон). По ходу развития событий она вносит значительные коррективы в мировоззрение своего нового друга, заставляя его совершенно по-новому взглянуть на собственную жизнь. Героиня Терон — удивительная и загадочная, отчаянная и безумно притягательная — влюбляет в себя не только героя Киану Ривза, но и каждого зрителя, следящего за ней в кадре. И пусть номинация на «Золотую малину» вас не смущает.
Еще одна совместная работа Шарлиз Терон и Киану Ривза — мистический триллер Тэйлора Хэкфорда «Адвокат дьявола» — во многом сыграл судьбоносную роль в карьере тогда еще начинающей актрисы. Именно этот фильм показал, что Шарлиз не просто «еще одна красивая актриса», она явно способна на глубокие и эмоциональные роли. Сюжет картины разворачивается вокруг крайне беспринципного адвоката Кевина Ломакса (Киану Ривз), способного за большой гонорар «очистить» репутацию любого, даже самого отъявленного преступника. В один прекрасный день главный герой получает место в крупной юридической компании и вместе с женой Мэри-Энн переезжает в Нью-Йорк. Тут-то и начинаются проблемы. Возлюбленная Ломакса в исполнении Шарлиз Терон первой замечает пугающие изменения в своем супруге, а потом и вовсе сходит с ума. Перед актрисой стояла непростая задача — ей было необходимо сыграть, по сути, два совершенно разных образа: счастливый и успешный в начале, но потерянный и несчастный в конце. Известно, что постановщик фильма Тэйлор Хэкфорд упорно не хотел брать Шарлиз на роль Мэри-Энн, считая ее слишком привлекательной. Однако Терон удалось убедить режиссера в том, что мужчины изменяют совершенно любым женщинам.
В 2005-м году Шарлиз Терон заработала свою вторую номинацию на премию «Оскар», сыграв роль по-настоящему сильной — не только телом, но и духом женщины — прошедшей через подростковую беременность, насилие в семье и порицание патриархального общества. Действие «Северной страны» разворачивается в небольшом провинциальном городке, расположенном на севере Миннесоты. Главная героиня — девушка по имени Джози, которая наравне с мужчинами трудится в недрах подземных шахт. Каждый день Джози вынуждена терпеть многочисленные домогательства со стороны коллег, которые не воспринимают ее всерьез. В итоге главная героиня решает обратиться к законодательству, чтобы защитить себя и других женщин, работающих на предприятии. Впоследствии ее дело вошло в историю США, как первый удовлетворенный судом иск о сексуальных домогательствах. В начале нулевых годов фильм подобного характера казался новаторским — третья волна феминизма только набирала обороты, а до дела Харви Вайнштейна было еще более десяти лет. Тем не менее «Северная страна», во многом благодаря потрясающему перевоплощению Шарлиз Терон, внесла свой вклад в развитие темы женской эмансипации в индустрии и современном обществе.
Стремление Шарлиз Терон к разноплановым образам и жанрам в конце концов привело ее к первой важной награде в карьере. В мрачном биографическом триллере «Монстр» актриса сыграла абсолютно нетипичную для себя женщину — отчужденную и эмоционально закрытую серийную убийцу по имени Эйлин Уорнос. Ее героиня вынуждена оказывать секс-услуги первым встречным, чтобы хоть как-то заработать на жизнь для себя и своей девушки Селби. В один прекрасный день ярость, которая долгие годы копилась в душе Эйлин, выходит наружу, и она начинает убивать. Во время работы над «Монстром» для Шарлиз было принципиально важно раскрыть перед зрителями человеческую натуру своей неоднозначной героини. При этом актриса никоим образом не собиралась оправдывать всю тяжесть совершенных преступлений. История Эйлин Уорнос — это в первую очередь история человека, прошедшего через боль и невыносимые страдания, но так и не утратившего надежды найти свою настоящую любовь. Помимо перевоплощений эмоциональных, Шарлиз пришлось пройти еще и через ряд физических метаморфоз. Специально для роли Уорнос она поправилась на тринадцать килограммов. Кроме того, каждый день перед съемками актрисе накладывали специальный грим, который делал ее практически неузнаваемой. Старания Терон не прошли мимо киноакадемиков — работа в «Монстре» принесла ей «Оскар» за лучшую женскую роль.
Шарлиз Терон стала настоящей находкой для творческого тандема сценаристки Диабло Коди и режиссера Джейсона Райтмана, которые лучше всего проявляют себя в искренних человеческих комедиях о проблемах взрослых людей. В картине «Бедная богатая девочка» Терон играет роль писательницы-мизантропа по имени Мэвис. На первый взгляд, ее жизнь идеальна — успешная карьера и приличный счет в банке никогда не дают заскучать. Однако впоследствии становится понятно, что внутри своего маленького успешного мира, сама Мэвис остается глубоко несчастной. Одержимая потерянной юностью и мечтами о призрачной жизни, которую она могла бы разделить со своим школьным возлюбленным, писательница отправляется в родной город, чтобы изменить все раз и навсегда. Мэвис — одна из тех героинь, которая с первых секунд вызывает антипатию со стороны зрителя. И главной задачей Терон в этом случае было раскрыть уже созданный образ под совершенно другим углом, показать, что за напускной жестокостью и эгоизмом скрывается лишь бедная богатая девочка, которая отчаянно хочет наполнить свою жизнь хоть каким-то смыслом. В отличие от той же Эйлин Уорнос, по мере развития сюжета Мэвис переживает определенную внутреннюю трансформацию и, под конец, приходит к гармонии с самой собой.
Поистине, ни один из фильмов в актерской карьере Шарлиз Терон так и не смог приблизиться к величию постапокалиптического шедевра, созданного Джорджем Миллером. «Безумный Макс: Дорога ярости» стал настоящим потрясением для своего жанра, он также напомнил нам всем о том, что масштабные экшен-фильмы — это нечто большее, чем отличные спецэффекты и декорации. «Безумный Макс» — это экстравагантный и не в меру роскошный боевик, сочетающий в себе эстетику дизельного панка, атмосферу фильмов категории “Б” и самое настоящее инфернальное безумие. Персонаж Шарлиз Терон — Императрица Фуриоза — оказалась неким серым кардиналом сюжета. В то время как все зрители делали ставку на главного героя в исполнении Тома Харди, именно она по итогу стала душой и сердцем фильма. И даже спустя пять лет после выхода фильма Фуриоза остается настоящей иконой феминизма и одной из самых выдающихся женщин в истории кинематографа.