
13 марта на отечественные экраны вышел «Особо опасный пассажир» –– шестой режиссерский фильм Мэла Гибсона, известного по постановке «Храброго сердца» и «Страстей Христовых». За 30 лет в режиссуре австралиец пребывал в самой разной творческой форме, но о его картинах почти всегда говорили громко, с живым интересом, а иногда и со скандалом. Вспомним эти разговоры и мы –– от наиболее неудачных лент Гибсона к режиссерским триумфам.
Десятилетие все активно обсуждали личные грехи Мэла Гибсона. Теперь обсуждают грехи режиссерские. «Особо опасный пассажир» –– первый большой провал Гибсона как постановщика, попробовавшего себя в жанре клаустрофобного триллера о похитителе самолета (Марк Уолберг) и его незадачливых пленниках –– маршала (Мишель Докери) и информатора (Тофер Грейс). Возмущению нет предела уже на взлете: фальшивая компьютерная графика с задниками и нарисованным лосем, маниакальный Уолберг с гротескной лысиной и на редкость задушенный саспенс. Зрители маневр Гибсона не оценили, а критики дали 36% на Rotten Tomatoes, предполагая, что режиссер себя просто разминал перед магнумом опусом –– сиквелом «Страстей Христовых». Хочется в это по-христиански верить.
Далеко не все считаются с дебютом Гибсона в режиссуре. «Человек без лица» был маленьким фильмом без особых амбиций –– историей о знакомстве и дружбе 12-летнего Чака (Ник Стал) и таинственного учителя Джастина (Мэл Гибсон) –– человека с обезображенным лицом, о котором в городе ходят разные толки, вплоть до подозрений в убийстве. В 1993 году Гибсон еще не открыл в себе баталиста и режиссера эпических повествований –– в этом скромном дебюте он держал фокус на химии взаимоотношений ученика и наставника. Кто знал, что спустя годы сам Гибсон окажется в опале и тоже станет своего рода человеком без лица, который живет где-то на периферии и к которому общество относится с явным подозрением.
Военная драма о санитаре-пацифисте Десмонде Доссе (Эндрю Гарфилд) вернула Гибсона в Голливуд. Австралиец долгое время отказывался режиссировать ленту о враче на фронте Второй мировой, но в конечном итоге взялся за проект. Самопожертвование и мученичество добродетельного героя –– главный мотив в творчестве Гибсона, получил очередное и наглядное воплощение. Эндрю Гарфилд в образе медика-христианина продолжил портретную галерею Иисуса Христа и шотландского защитника Уильяма Уоллеса. Не менее убедителен Гибсон и в постановке натуралистичного насилия –– американские бои при Окинаве похожи на чудовищную мясорубку из разорванных тел. Единственное, что мешает «По соображениям совести» попасть в высшую лигу эпических кинополотен, так это плакатный и местами чрезмерный пафос. Врачеватель раненых Десмонд Досс даже иконографически продолжает образ Христа, держа в руках Библию и воспаряя к небесам (правда, на спасательных носилках). Кажется, фильм вполне мог обойтись без излишних уточнений.
«Страсти Христовы» нередко нарекали фильмом сенсационным и шокирующим –– Гибсон построил ленту на двухчасовых мучениях Христа, пытаемого на пути к Голгофе. Режиссер –– ревностный католик-традиционалист, поставил картину в связке с главной темой западноевропейского искусства –– телесных страданиях Христа и его жертве. В каких-то моментах «Страсти Христовы» куда ближе к torture porn, чем к религиозной живописи: ручная камера снимает так, будто выглядывает из толпы, сюжет держится на нескончаемом натурализме насилия, а последние часы жизни проходят в приглушенной цветовой гамме. Вместе с тем, лента полна религиозного ощущения и подобное чувство разделяли многие христиане во время просмотра: эти ужасные пытки на экране словно предвосхищают радость воскрешения. Не стоит забывать, что «Страсти Христовы» стали главным успехом Гибсона как большого режиссера –– лента заработала более 612 млн долларов по всему миру.
Чтобы взойти на пьедестал лучших исторических драм, не обязательно следовать истории –– Гибсон доказал это на примере «Храброго сердца». Носили ли шотландцы килты в XIV веке? Был ли у Уильяма Уоллеса –– борца против английской тирании, роман с принцессой Изабеллой? Все это, в сущности, не так важно. Трехчасовая эпопея Гибсона –– обкатка технической мощности кино, большой фильм со звоном мечей, треском щитов и панорамами живописных долин Шотландии. Кинематограф 90-х поощрял эпическое измерение –– как «Список Шиндлера» или «Титаник», «Храброе сердце» осыпали «Оскарами», включая приз за «лучший фильм». С тех пор Гибсон стал режиссером больших масштабов и интересовался героями, склонными к самопожертвованию.
Как оказалось, реалии жизни племен Мезоамерики вполне можно превратить в адреналиновый нон-стоп экшн. «Апокалипсис» легко описать в паре слов: молодой пленник убегает от свирепых охотников майя, но сенсорную нагрузку, полученную от фильма, пожалуй, не уложишь и на целых страницах. Два часа тропических погонь, кровавых жертвоприношений, стычек с местной флорой и фауной –– «Апокалипсис» сделал ставку на природные стихии, соединив приключенческий экшн с каннибальским хоррором. Гибсон включил режим Вернера Херцога, самолично отправившись в недра Мексики, чтобы слиться с фактурой и снять ленту на юкатекском языке. Спустя десятилетия «Апокалипсис» все еще кажется главным творческим достижением Гибсона –– фильмом, который уловил звериные стихии кинематографа и буквально перенес их на матрицу.
"Апокалипсис" - вообще в моем личном топе фильмов всех времен
одни вопрос, кто решает, что Храброе сердце хуже Апокалипсиса?Константин Мышкин?
почему самый высокорейтинговый по ВСЕМ киноагрегатовам По соображениям совести стоит третьим с конца?
единственные данные "36% на Rotten Tomatoes" за всю статью)