Уже 20 лет зрители смотрят эту долгоиграющую серию. Кто-то с чувством запретного удовольствия, а другие – с отвращением. «Пила» прошла длинный путь, успев из напряженного триллера превратиться в мыльную оперу, в которой главной точкой притяжения стали изощренные механические ловушки.
Даррен Линн Боусман, очевидно, хотел переосмыслить франшизу, но волей-неволей породил комедийное исчадие – нелепую blaxploitation-вариацию с тандемом Криса Рока и Сэмюэля Л. Джексона, которые вжились в образы крутых копов Нью-Йорка. Этот выход – работа неуверенного подражателя, которую можно экстраполировать и на сам сюжет: кто-то просто повторяет былые заслуги Джона Крамера. Отметить стоит один трюк – эпизод с жертвой, которой нужно сделать выбор: либо оказаться под поездом, либо распрощаться с языком. На великое обновление «Спираль» не тянет, а для уверенного продолжения здесь на редкость хилые приемы – кто-то очень спешно расставлял ловушки, стремясь впечатлить публику.
Авторам выпала на редкость сложная задача – залезть в психический мир детектива Хоффмана, нового приспешника Джона Крамера, который заметно уступает основателю по харизме и энергетике. Оттого пятая «Пила» – неудобоваримый триллер категории C, где поклонникам франшизы навязывают лишние сюжетные нити, старые приемы и расправы без былой изобретательности. Хитовый хоррор, начатый как блестящее упражнение в саспенсе, превратился в апатичную игру кошек и мышей – агентов ФБР с последователем Конструктора. Можно нарезать ловушки в один видеоряд, а все лишнее, как подобает скульптору, отсечь.
Потребовалось семь лет, чтобы наточить лезвия и подготовить ловушки – восьмая серия, снятая братьями Спириг внезапно продолжила историю, на которой, судя по логике вещей, уже захлопывались двери. Сарай – идеальное место, чтобы испытать капканы на группе неудачников. Несмотря на клаустрофобный антураж, восьмой фильм озадачил зрителей временной ориентацией (снова путаница) и снова не нашел удачного ракурса для нового видения – франшиза спокойно катится по рельсам, не вызывая былого трепета и даже удовольствия.
Фильм 2010 года последовательно развил все достижения пыточного порно: рыболовные крючки, суперклей, оборудование для стоматологии, а также, впервые во франшизе, публичная ловушка. Но лучше отнюдь не стал. «Пила 7» словно пародирует сам себя – играет на нежных чувствах фансервиса (возвращение Лоуренса Гордона из первого фильма), предлагая утомительную возню агентов и маньяка. Когда Тобин Белл вышел из игры, франшиза ощутимо потеряла в весе – по седьмой серии видно, что этот вес пытались восполнить технологизированной и беспощадной бойней.
Четвертый выход оказался не таким громоподобным: все привыкли к импульсивному монтажу, со сладостью показанным членовредительствам и тугой интриге – как Крамер позаботился о том, чтобы его игра продолжалась даже после смерти. «Пила 4» – фильм промежуточный, он существует только для презентации детектива Марка Хоффмана, который займет все экранное пространство в следующих сериях. Недаром сюжет больше фокусируется на расследовании агентов ФБР, нежели своих многострадальных жертвах – и многие из ходов действительно кажутся вялыми и неуместными. Впечатленного уже не впечатлить – но шансы у авторов еще оставались, поскольку этой частью те лишь пробивали путь к новому витку смертельных игр.
На середине франшиза начала сдавать в позициях – и только шестой серии, кажется, удалось зажечь какую-никакую искру. Постановщик Кевин Гротерт и сценаристы наносят удар по страховым агентам – Конструктор ловушек в шестой «Пиле» становится эдаким адвокатом всех обреченных на смерть, кому компании отказали в страховке. Отметить нужно и ритм, и монтаж, и сам выбор ловушек – действие переместилось в заброшенный зоопарк, где героев ждет смертельная карусель с карабином, комната со смертельной кислотой и чаша весов – правда, с органами. Все это добавило франшизе красок, а пыточную мыльную оперу насытило каким-никаким шоуменским задором. В этот раз у тамады получились действительно интересные конкурсы.
Прежде чем серия запутается в наследственных делах Крамера, «Пила 3» предложит последний выход Джона Крамера. Триквел держит напряжение на двух полюсах: по одну сторону есть старые-добрые ловушки с разрывом грудной клетки, утопающий мужчина в свиных кишках и женщина, замороженная наживо. По другую – последние часы жизни Конструктора, которому делают трепанацию черепа. Поводов помнить фильм несколько: Шони Смит в образе Аманды становится совсем агрессивной (и хорошо перехватывает эстафету мастерицы головоломок), ну и сама сцена трепанации – на ней невозможно не щуриться. А это значит, что задача авторов выполнена.
Десятая «Пила» взялась реанимировать франшизу, которая за 20 лет успела стать подобием мыльной оперы (правда, с расчлененкой). Джон Крамер в борьбе против рака, но также – против горе-мошенников, решивших по неосторожности обмануть умирающего инженера пыток. «Пила 10» – триумфальный выход Тобина Белла и реванш Конструктора – пусть и простой, как три копейки, но чрезвычайно эффектный. Это лучший способ дать новую жизнь cерии: с изобретательными ловушками (на этот раз – медицинского характера), заразительной химией Тобина Белла с Шони Смит и просто приятным возвратом к истокам.
Сиквел «Пилы» ожидаемо повысил ставки. Теперь в капканы Конструктора попадает целая группа сомнительных личностей, проходя через кремацию заживо, бассейн со шприцами и целый ряд междоусобных конфликтов. Режиссер Даррен Линн Боусман сегодня прочно ассоциируется с франшизой, но тогда – это 26-летний новичок, со всей ответственностью подошедший к сиквелу хита. Стоит признать, что вторую «Пилу» любят за более глубокий портрет Джона Крамера (теперь мы узнаем его мотивы и ту садистскую философию, которую он взял на вооружение) и его напряженное столкновение с детективом в исполнении Донни Уолберга. Такую игру – кровавую, энергичную и самозабвенную, грех было не продолжить.
Маленький фильм, ставший огромным взрывом – сначала на кинофестивале Sundance, а затем в энциклопедии жанра. Джеймс Ван и Ли Уоннелл реализовали простую, на первый взгляд, идею: что будет, если двое мужчин, прикованных кандалами к трубам, проснутся в неизвестном помещении? Новичкам хватило миллионного бюджета и 18 съемочных дней, чтобы снять хит. «Пила» стилистически словно повторяла успех «Семи» Дэвида Финчера, но по структуре развивала новый, тогда еще не опробованный жанр – пыточный детектив, который будет попадать в кинотеатры почти на каждый Хэллоуин. Игра началась с окровавленного трупа, плеера и хитроумных испытаний от маньяка-конструктора – с тех пор и не заканчивается.