Сегодня свой 51-й день рождения празднует канадский режиссер Дени Вильнев
1. Сильная героиня
В своих фильмах Вильнев пытается отойти от типичной репрезентации героев, поэтому ни в одном из его фильмов нет персонажей, про которых с уверенностью можно сказать, что это положительный герой. Однако отход от правил заставил канадца создать что-то вроде собственного канона. Героини его фильмов – сильные женщины, часто попадающие в среду, набитую мужчинами. Вспомните героиню Эмили Блант в «Убийце», Эми Адамс в «Прибытии» или Лубны Азабель в «Пожарах» – они приходят извне в обстановку, где доминируют мужчины (это солдаты, военные, фэбээровцы). Интересно, выбор женщин в качестве героев – не попытка режиссера соответствовать духу времени. Даже в ранних работах, «32-е августа на Земле» и «Водовороте», сюжет выстраивается вокруг женщин. Более поздняя работа «Политех» и вовсе построена вокруг массовой стрельбы, устроенной ярым женоненавистником.
2. Насилие
Насилие в фильмах всегда воспринимается неоднозначно. Однажды на вопрос «Почему в ваших фильмах так много насилия?» Квентин Тарантино взбешенно ответил: «Потому что это весело!» Понятно, что всерьез такой ответ воспринимать не стоит, но, стоит отметить, насилие в фильмах Вильнева никогда не носит развлекательный характер – более того, им даже трудно насладиться, несмотря на отличную режиссуру всех экшен-сцен, будь то драки или перестрелки. Насилие – это часть нашей жизни, именно поэтому канадец старается не акцентировать на нем внимание, а встраивать эти сцены как можно более органично. Насилие в его фильмах не выглядит искусственным, потому что Вильнев заранее создает атмосферу его неизбежности, а потом мастерски нагнетает саспенс. Пересмотрите излюбленную многими сцену стрельбы из «Убийцы».
3. Окружающая среда как средство художественной выразительности
В современном кинематографе, к сожалению, редко используют окружающую среду и природу в целом как одно из изобразительных средств. А если и используют, то очень просто: солнце – это хорошо, дождик – грустно. В фильмах Вильнева окружающая среда часто выдает дополнительную информацию о героях. Вспомните перегруженные футуристичной архитектурой и выжженные ландшафты в «Бегущем по лезвию 2049» или постоянные дожди и сильный ветер в «Пленницах». Мало того что эти кадры отвечают общему настроению картины, так еще они сняты с высоты или с помощью широкоформатного объектива, чтобы показать зрителю масштаб и пустоту среды, окружающей маленького героя.
4. Поиск
Основным конфликтом в фильмах Вильнева является поиск кого-то или чего-то. Его герои отправляются в одиссею – будь то правда во «Враге» и «Бегущем по лезвию 2049», объяснение в «Прибытии» и «Пожарах» или пропавшая девочка в «Пленницах». Этот путь, естественно, сопровождается чередой препятствий, которым героям нужно преодолеть.
5. Сюжетный поворот в конце
Если вы смотрели не все фильмы канадца, то сейчас самое время закрыть вкладку, поверив нам на слово, что Вильнев частенько бьет зрителя под дых в финале. В «Пожарах» близнецы, которые по предсмертной просьбе матери отправляются в Ливан, узнают, что их брат и отец – это один и тот же человек. В «Пленницах» и «Враге» финал остается открытым к интерпретациям, но шокирующим. В конце «Убийцы» зритель узнает, за кого воюет Алехандро. В «Прибытии» смерть дочери оказывается не прошлым, а, наоборот, будущим. Ну а в «Бегущем по лезвию 2049» зритель, как и главный герой, внезапно понимает, что избранным является не он – ребенком Декарда, который спасет мир, оказывается девушка (см. первый пункт).