Эмоциональная и несколько тягучая драма о женщине, которая после десяти лет разлуки пытается восстановить призрачную связь со своей дочерью и матерью
Десять лет назад совсем юная Катрин посчитала, что новорожденная дочь станет для нее невыносимой обузой и тем неподъемным грузом, который не позволит ей творчески раскрыться, реализовать свой потенциал, увидеть мир и найти свое счастье – девушка отдала маленькую Альбу на воспитание своей властной матери Элизабет и уехала из дома. Теперь, когда юношеский пыл поостыл, а жизнь перестала быть бесконечной вечеринкой, Катрин возвращается домой, чтобы провести время с дочерью. Однако Элизабет все эти десять лет ограждала внучку от мыслей о матери, и Альба встречает Катрин в штыки. Отчаянно желающая вернуть себе расположение дочери Катрин берет Альбу в импровизированный поход, но преодолеть барьер, выстроенный десятком лет порознь, оказывается очень сложно.
Много ли вы знаете люксембургских фильмов, причем не таких, которые указывают крохотное европейское княжество в титрах из уважения и жалости, а тех, что сделаны пусть и не без поддержки более «кинематографичных» соседей, но из местных ресурсов? Даже одну такую ленту вспомнить будет непросто, но, к счастью, с выходом в российский прокат драмы «Две матери, две дочери» ваш кинематографический кругозор может быть расширен. Впрочем, если география не имеет для вас существенного значения, то у картины Лауры Шредер есть и другие способы привлечь внимание зрителя – хотя бы тема истории и разыгравшие сюжет актеры. Но обо всем по порядку.
На самый первый взгляд сценарий «Двух матерей, двух дочерей» выглядит чрезвычайно просто – главная героиня оказывается в тисках между своей суровой матерью, не желающей прощать Катрин ошибки молодости, и дочерью, которая ничего о ней не знает. Даже попытка заслужить расположение одной и сблизиться с другой дается молодой женщине с большим трудом, стоит ли говорить, что удачной в финале ее назвать не получится. Автору и зрителям остается лишь разбираться в том, почему сближения Альбы и Катрин не получилось – виноваты годы, проведенные вдали друг от друга, влияние Элизабет или неуклюжие попытки матери понравиться девочке? Видимо, все вместе – у этой истории нет ответа на вопрос «как надо?», но в ней есть рассказ о том, «как бывает».
Нужно отдать должное постановщику картины, Шредер действует неспешно, порой кажется даже, что она намеренно затягивает время, но столь тягучее повествование дает зрителю возможность погрузиться в тот сумрак, где обитает Катрин, – главная героиня не видит совместного будущего с дочерью, не знает, как ее привлечь, не уверена даже в том, нужно ли ей это. Мы же вместе с тремя героинями тоже вынуждены размышлять о том, что в такой ситуации будет правильным – сходиться вместе вопреки всем шероховатостям или оставить отношения разорванными. Что будет лучше для матери? А что для дочери? Пока зритель раздумывает, авторы ведут к не самому очевидному финалу, словно возвращающему всех на стартовые позиции. Кому-то такой ход покажется тривиальным, а кто-то найдет в этом единственно возможный путь для героинь.
Лента, вполне очевидно, существует исключительно за счет трех ведущих актрис. Правильнее даже говорить о двух главных артистках, ведь блистательная Изабель Юппер деликатно отошла на второй и даже третий план, предоставив возможность солировать Лолите Шамма и Темис Повель. И «Две матери, две дочери» – это тот самый случай, когда игрой сравнительно молодых и относительно не слишком известных актрис можно наслаждаться, Шамма и Повель составляют фантастический дуэт, притягивающий внимание, непредсказуемый и очень живой. В обеих чувствуется драматический талант, что в случае с Лолитой Шамма удивлять не должно, ведь ее мать – Изабель Юппер, у этой француженки фильмография в сорок картин и серьезный театральный опыт. Повель временами тушуется и теряет естественность, но ребенку это простительно, у нее все еще впереди.
Кино у Лауры Шредер, безусловно, получилось очень женским – в нем много эмоций, слез и нервов, всего того, чего мужчины стараются избегать всеми возможными путями. Однако это не означает, что у героев ленты нечему поучиться. Катрин хотя бы делает попытку сближения, в реальности же на это решаются единицы.
С 29 марта в кино.