Все-таки хорошее кино, которое не успевает скатиться в «Улыбку Моны Лизы».
Окрестности Лондона, 60-е годы. Умненькая школьница Дженни всю сознательную жизнь готовится к поступлению в Оксфорд, пока однажды ее виолончель не оказывается в машине некоего типа в хорошем костюме, который показывает ей красивую жизнь. Перспектива учебы в Оксфорде мгновенно теряет в привлекательности.
Датчанка Лоне Шерфиг поставила «Воспитание чувств» по мемуарам английской журналистки Линн Барбер. Та тоже была умненькой школьницей, тоже благодаря взрослому мужчине отвлеклась от учебы, тоже вовремя спохватилась и предпочла мужу – мальчика, а свингу – филфак. И все это было бы ужасным занудством, если бы «Воспитание чувств» не было так ладно и умно сделано. Шерфиг вместе с актрисой Кэри Маллиган добились эффекта, благодаря которому в кино – цитируя одного из героев «Воспитания…» – выигрывают не битву, но войну: отсутствия дистанции. Вместе с шестнадцатилетней Дженни мы немножко препираемся с родителями из-за латыни, очаровываемся не столько даже человеком с лицом жулика, сколько жизнью, которой он живет, мечтаем о Париже, курим ‘’Sobranie’’, и когда выясняется, что наш герой не совсем чист на руку, предпочитаем закрыть на это глаза.
«Воспитание…» настолько обаятельно снято, что жизнь, состоящая из танцев, аукционов с прерафаэлитами, джаза, пушистых манто из Челси, собачьих бегов, прогулок по набережным Сены и французских сигарет, на какое-то время и вправду становится реальной. Кажется, что так бывает. Просто так. Без сделки. Без продажи души. Когда Дженни в кабинете директрисы с горящими глазами спрашивает, почему и зачем нужно жить «трудно и скучно», если можно легко и весело, очень трудно не поймать себя на: «А правда, почему?» И все-таки «Воспитание…» спотыкается. За двадцать минут до финала, по часам.
За каким-то чертом кто-то вспоминает, что преступно мало было сказано в фильме о роли женщины в обществе, преимуществах латыни перед поварешкой и порочности более или менее всех, кто старше тебя на пятнадцать лет. Откровенно говоря, загадка, с чего хороший режиссер вдруг решила, что непременно нужно искать мораль даже в таких вечных коллизиях, как классическое «первый-мужчина-оказываетсям….ом».