Рассказываем о детективных сериалах отечественного производства, которые наверняка вас удивят, — от нестареющей телевизионной классики до современных жанровых хитов
Классика отечественного сериалостроения — исторический детектив с одесским акцентом, где Владимир Машков ловит загадочного главаря банды Академика (настолько загадочного, что его в лицо не знают даже другие преступники). Кроме действительно интригующего сюжета, в котором твист не раскроется до самого финала, «Ликвидация» удивляет очень кропотливой работой с хронотопом. Послевоенная Одесса с её уникальным колоритом, забавным говорком и устойчивыми фразочками здесь живёт своей жизнью — она, кажется, больше истории, в ней происходящей.
«Декстер» по-русски, жёсткий сериал о слегка сумасшедшем детективе Меглине (его самозабвенно играет Константин Хабенский), который ловит маньяков неортодоксальными методами, да и сам порой напоминает психа-убийцу. Кроме в целом удачной игры в жанр (первый сезон снимал Юрий Быков, пытавшийся сделать эдакий неонуарный кинокомикс) «Метод» удивляет не свойственной российскому ТВ графической смелостью: здесь и жестокие убийства, и откровенные кадры, и прочие прелести условных шоу с HBO, которых никак не ждёшь от сериала с Первого канала.
Детектив настигает маньяка, за которым гонялся долгие годы, но в ходе задержания попадает под машину и невероятным образом оказывается в прошлом, в Москве образца 1979-го. Теперь ему нужно свыкнуться с новыми реалиями, найти общий язык с коллегами из СССР и продолжить поиски: ведь убийства продолжаются и здесь, а значит, герой оказался в этом времени не просто так. «Обратная сторона Луны» — в кои-то веки достойная отечественная адаптация британского сериала «Жизнь на Марсе», элегантно совместившего детектив с классической историей о «попаданце». Вместо Джона Симма (которого вы можете знать как Мастера из «Доктора Кто») у нас выступает Павел Деревянко.
Один из лучших российских сериалов последних лет, в первую очередь выделяющийся ярким нарративным и стилистическим концептом: все чётные серии тут рассказывают историю тургруппы Дятлова (причём в ретро-ч/б и с операторской работой, мимикрирующей под Урусевского), а вот нечётные посвящены майору КГБ, пытающемуся разобраться в деталях произошедшей трагедии. Через его линию сценаристы, по сути, и сами проводят любопытную детективную работу: проходятся по каждой из популярных версий, отбрасывая их одну за одной и приходя в итоге к единственной верной (хотя, разумеется, настоящей правды уже никто не узнает).
Полицейский из отдела по борьбе с коррупцией идёт на должностные преступления ради семьи — у его жены смертельная болезнь, нужна операция, а больше денег взять негде. Всё бы ничего, но его лучший друг, тоже коп, догадывается о связи товарища с криминалом и ставит себе целью поймать его во что бы то ни стало. Сделать это, правда, будет сложно: по долгу работы герой знает все коррупционные схемы и хорошо умеет планировать наперёд. У Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой, до этого вместе работавших над «Аритмией», получилось сделать тонкую детективную драму о том, как человек разрушает сам себя, руководствуясь благими целями.
Один из последних больших хитов отечественной индустрии: сериал о заслуженном охотнике на маньяков, которого ради дела вызывают в маленький родной город — там прошла череда похищений и убийств мальчиков. В ходе детективного расследования он, впрочем, не только наткнётся на полезные улики, но и сковырнёт травмы прошлого, как ни странно, тесно связанные с происходящими преступлениями. «Хрустальный» — образцовый теледетектив, что-то такое любят сейчас снимать скандинавы: холодное и мрачное, с провинциальными пейзажами на фоне и болезненным героем, чья личная драма оказывается чуть ли не интереснее центральной интриги.
Ретродетектив о первом официально признанном серийном маньяке в истории Советского Союза, который в 60-е годы ходил по квартирам в Москве и, представляясь сотрудником Мосгаза, убивал ничего не подозревающих советских граждан. Сериал этот, может, не самый изящный в плане исполнения, но с жанровым сценарием работает уверенно, к тому же радует актёрским составом: от Светланы Ходченковой до Юрия Чурсина, которого мы слишком редко видим в хороших ролях после «Изображая жертву».