Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Обзоры

Русалка – монстр, плавающий в нашем подсознании

Это на Западе русалки – морские красавицы, готовые отдать свой голос в обмен на любовь прекрасного принца. У нас все иначе, в славянском фольклоре русалки – наводящие ужас юные утопленницы, которые утягивали молодых парней за собой в омут

Добавить в закладки
Русалка – монстр, плавающий в нашем подсознании

После российского и международного успеха фильмов «Пиковая дама: Черный обряд» и «Невеста», проектов, ставших вехами в развитии жанра хоррор в России, команда кинокомпании QS FILMS в лице продюсера Ивана Капитонова и режиссера Святослава Подгаевского совместно с продюсерами Рафаелом Минасбекяном и Джаником Файзиевым из «Киностудии КИТ» (входит в Газпром-медиа) решили обратиться к богатой славянской мифологии.

«Первоначально тема русского фольклора, история про утопленницу-русалку возникла у одной из моих студенток, – приоткрывает завесу тайны над новым фильмом Иван Капитонов. – Мне это показалось интересным, и мы со Святославом решили подумать, что из этого можно сделать. Вместе мы разработали несколько альтернативных драматургических конструкций, в которых главными героями становились то девушки, то парни, мы то обращались к каким-то известным поверьям, то придумывали что-то свое, пока не получился тот формат и та история, которая нас по-настоящему захватила. Захватила в том числе и своей простотой. Фактически это история любовного треугольника, в котором разлучница – настоящий монстр».

На сїемках фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Режиссер фильма Святослав Подгаевский рассказал, что основа фильма появилась из старой легенды, согласно которой русалки – это девушки-самоубийцы, погибшие из-за несчастной любви или из-за предательства жениха. Многие из них топились в озерах и реках, обесчещенные или брошенные накануне свадьбы. Предания же приписывали несчастным загробное существование в обличье монструозной русалки, которая мстит всему мужскому роду: заманивает, обольщает, разлучает, губит. Отсюда и сложилась идеальная картина мистического зла и его мотивации.

Сильный мелодраматический образ, по мнению авторов, только в плюс истории. «Аудитория жанра преимущественно женская, нам захотелось в самой структуре истории заложить конфликт, основанный на теме предательства, измены, – рассказывает продюсер Иван Капитонов. – Мы решили усилить образ коварной разлучницы, реализовав его в жанре фильма ужасов, и представить зрителям как демонического монстра, воплотившего в себе понятный и очевидный женский страх – твоего парня могут увести в любой момент. В мифах и даже в сказках все это уже есть, оставалось предложить современную интерпретацию».

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

После нескольких месяцев подготовки авторы стали подыскивать исполнителей на ведущие роли. Некоторые из занятых в ленте актеров покажутся зрителям знакомыми, и это не случайно – в «Русалку» из «Невесты» перекочевала Виктория Агалакова, которая нашла в Святославе Подгаевском того постановщика, который раскрывает всю глубину ее таланта. Нашлась роль и для своеобразного режиссерского талисмана, актера Игоря Хрипунова, а вот Ефим Петрунин пришел в хоррор из комедии «Гуляй, Вася!» и впервые попробовал себя в непривычном жанре. Честь воплотить экранный образ главной антагонистки – русалки – выпала Софье Шидловской. Одновременно с началом съемок актриса поступила в Школу-студию МХАТ, а этот ВУЗ известен тем, что студентам не разрешается сниматься во время обучения, особенно учащимся первых курсов. Софье был предоставлен выбор: либо учиться, либо участвовать в проекте, она выбрала фильм и ни на секунду не пожалела о своем выборе: «Если ты делаешь так, как тебе кажется правильным, то жалеть тут не о чем, и все будет так, как будет. Я пошла за сердцем и выбрала роль, о которой на тот момент уже мечтала. Ведь я должна была постоянно существовать на тончайшей грани между абсолютной любовью и полным безумием. И мне было очень интересно, как проявит себя моя психофизика, как я смогу показать эту трансформацию – от одного полюса к другому». Святослав Подгаевский боролся за подопечную до последнего: «Мы писали официальные письма с просьбой пойти нам навстречу, сделать для Сони исключение, но получили отказ. И в итоге Соня выбрала наш фильм. Понятно, что это первый ее полный метр, но она отдавалась работе с каким-то сумасшедшим упоением. В хорошем смысле. Держалась огромным молодцом. В следующих картинах, где у нее будет больше реплик, она себя обязательно покажет! Мы очень в нее верим и гордимся тем, что открыли ее».

Над CG-преображением русалки из девушки в монстра трудились супервайзер Владимир Ламзин и специалисты по визуальным эффектам из студии «Амальгама». При этом монструозный образ был создан преимущественно аналоговым способом, при помощи пластического грима, а на постпродакшене дорабатывались лишь детали. «Мы отсканировали Соню и на основе ее облика придумали несколько стадий превращения во все более чудовищное существо. Для нас было принципиально не делать его чисто компьютерным, поэтому мы выбрали микс пластики и CG», – делится своим видением Святослав Подгаевский.

Подгаевский – сторонник использовать компьютерную графику по минимуму: «Визуальную стилистику я разрабатывал вместе с Сашей Фатиной, которая на второй уже картине работает нашим художником-постановщиком. С ней, если можно так выразиться, мы “чувствуем в одном направлении”. Прошлые фильмы были решены в духе городской готики, а “Русалку” мы сделали лаконичной, сдержанной, минималистичной. Образ Русалки мы создавали с художником по гриму Юлией Туник и Владимиром Ламзиным, которые работали в связке. Основная задача была создать монстра не с помощью обилия компьютерной графики, а опираясь на внешность актрисы и естественный грим. Такой образ получился более зловещим, таинственным».

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Антон Кириченко, продюсер Amalgama VFX, отмечает: «Задача, которую перед нами поставили продюсеры, была сложной, но очень интересной. Значительная часть работы заключалась в доработке съемочного грима русалки. Кроме того, нужно было показать в реальном времени процесс превращения миловидной славянской девушки в монстрообразное существо. Только на разработку концептов у нас ушло около двух месяцев: была идея придать ей черты глубоководной рыбы с длинными игловидными зубами, тонкой полупрозрачной кожей с обилием бликов и пустыми выпуклыми глазами».

Хоррор, плотно завязанный на визуальных эффектах, требует баланса между мистикой и реализмом. Чтобы зрители не теряли ощущение достоверности происходящего на экране, некоторые сцены не просто «обрастали» компьютерной графикой, они воссоздавались на основе отснятого материала. В частности, режиссер и продюсеры попросили специалистов полностью переконструировать мизансцену на мосту лесного озера. Для этого были применены лазерное и трехмерное сканирование актера с целью получения цифрового «двойника».

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Работа на съемочной площадке продлилась ровно месяц – с сентября по октябрь 2017 года. Основной локацией стала дача 1930-х годов на Николиной горе в Подмосковье. И если с озером на натуре особых проблем не возникло, дискомфортной разве что была осенняя температура воды – около +7 °С, то подводные съемки подарили создателям настоящую головную боль. «Все подводные сцены мы снимали в специально построенной декорации, – рассказывает режиссер. – По ландшафту она должна была повторять настоящий водоем. Под водой частично снимали и затопление машины».

Но основное действие в затопленном автомобиле разворачивалось «на суше». Для этого у авто спилили крышу, чтобы актеры чувствовали себя в безопасности. Эпизоды в подвале дома снимали в декорации в лесу над специально выкопанным большим котлованом. По центру неглубокой ямы, в которой группа передвигалась в забродниках (рыбацких резиновых сапогах с комбинезоном), было сделано углубление в человеческий рост для выполнения трюков, а крышей сооружению служил купол. Мероприятия по гидроизоляции хоть и были произведены, но сохранять 100% воды в котловане не было возможности, так что периодически ее докачивали из автоцистерн. Прогревать воду в таких объемах не успевали, поэтому актеры между дублями спасались от холода в теплой палатке, где были размещены бочки с горячей водой.

Хотя прямой связи между картинами Святослава Подгаевского «Пиковая дама», «Невеста» и «Русалка» и нет, авторы рассматривают эти ленты как различные грани большого целого – и если «Дама» была экранизацией современной городской легенды, а «Невеста» обращалась к пугающему ритуалу фотографирования мертвых, то новый фильм еще больше расширяет границы страшного, обращаясь к практически безграничному источнику – русскому фольклору. «Если же говорить о преемственности, то зрители могут заметить, что мы каждый раз обращаемся к монстру женского пола, – отшучивается Иван Капитонов. – Не то чтобы мы на что-то намекали, пусть каждый понимает это по-своему».

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Рассказанная в «Русалке» история – совершенно национальная, без заимствований из западной мифологии. Святослав Подгаевский: «С детства помню рассказы: не ходи мимо того озера ночью, там путник шел, девушки-русалки появились, защекотали и утащили. Это то, что сидит в нашем подсознании». Есть в этом и потенциал к развитию – русская мифология и уникальные историко-культурные особенности, поданные в форме оригинальных хорроров, но с общедоступным голливудским киноязыком, вызывают живейший отклик за рубежом.

На сегодняшний день фильм «Русалка. Озеро мертвых» продан более чем в 140 стран мира, в том числе права приобретены для всей Латинской Америки и Азии, Прибалтики и всех немецко- и франкоговорящих территорий. Кроме того, фильм продан в США и Канаду.

«На каком-то этапе, когда у нас появились первые материалы, мы решили показать их потенциальным покупателям за рубежом и были приятно удивлены проявленным интересом, – рассказывает Иван Капитонов. – Интуитивно возникшая концепция монстра из воды оказалась удачной идеей, которую мы развили в полноценную жанровую картину, одинаково интересную зрителям любой страны. Еще лет пять назад от одного из иностранных специалистов я услышал сетования на то, что американская мифология страха себя исчерпала, поэтому Голливуд вынужден обращаться к азиатскому фольклору, к латиноамериканским и европейским “страшилкам”, “экспортировать” ужасы из Австралии. Почему бы русскому, богатому удивительными персонажами сказочному миру не выйти на мировую арену и не захватить зрительское внимание? “Русалка” для этого подходит как нельзя лучше».

«Русалка. Озеро мертвых» в кино с 12 июля.

Текст:
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?