В США состоялась премьера 140-минутного фильма "К-19: оставляющая вдов". Сюжет -- авария первой советской ядерной подлодки близ берегов США в июле 1961 года, когда мужественные действия наших моряков предотвратили атомный взрыв и возможное начало Третьей мировой войны. Эту субмарину в мире прозвали "Хиросимой".
Фильм делался в спешке: его раскрутка началась уже через месяц после гибели "Курска", тема стала актуальной и сразу две кинокомпании дрались за то, чтобы воплотить на экране сходную драму сорокалетней давности. Первой подписала с моряками контракт на право снять кино об их подвиге лос-анжелесская международная компания "Дробридж", к подготовке сценария был привлечен автор "Багровой волны" Майкл Шиффер, один из вариантов писал наш Рустам Ибрагимбеков. Снимать картину должен был Джон Франкенхаймер; поначалу он согласился, но потом отказался, и "Дробдридж" пришлось начинать все сызнова. И в этот момент инициативу перехватила более могущественная "Интермедиа": возник 80-миллионный проект с Харрисоном Фордом (он же исполнительный продюсер, гонорар в 25 млн.), Лиамом Нисоном и режиссером Кэтрин Бигелоу ("Вес воды"); субподрядчиком стала фирма Никиты Михалкова "ТРИТЭ". Продюсер "Дробридж" Инна Готман в интервью автору этих строк тогда назвала конкурентов "пиратами", а их сценарий – "сущим издевательством".
Единственная женщина Голливуда, которая снимает "экшн", Кэтрин Бигелоу рассказала, что историю К-19 она услышала еще 6 лет назад и была потрясена мужеством моряков. "Я мало знала об СССР времен "холодной войны", но понимала, что война эта инициировалась обеими сторонами, – мы здесь похожи, и это мне тоже важно показать в фильме", – говорила она. Актеры расспрашивали моряков о том, как складывались взаимоотношения внутри экипажа, и в частности между капитаном Затеевым и его помощником Ениным, которого готовился играть Лиам Нисон. "Нам важно из первых рук узнать, что вы испытывали во время аварии, – сказал Нисон. – Я ирландец, Форд американец, вы русские – но мы все люди и живем на одной планете. Мы хотим, чтобы фильм стал еще одним мостом между нами. Это должен быть наш общий фильм!".
Вскоре, как договорились, американцы прислали сценарий, но он моряков возмутил: по их ощущениям, подвиг в фильме будет свершать группа сильно пьющих неумех, а также ни в какие ворота не лез "надуманный конфликт" между капитанами Затеевым и Ениным. Подводники заявили протест, но съемки уже шли полным ходом – в Петербурге, потом в Торонто и Галифаксе. К тому же и в рядах ветеранов единства не было: после моей публикации в "Известиях" в газету пошли люди и письма, предлагая все новые версии драмы на К-19. Пришел капитан Георгий Кузнецов, он отрицал бунт на борту: "Была полная безнадега, и во избежание нервных срывов мне пришлось взять командование на себя, ребят разоружить, а Енина, моего подчиненного, даже запереть в каюте", – говорил он мне. Становилось ясно, что восстанавливать реальные факты придется с нуля и уже не в фильме.
Чтобы уберечь картину от новых нападок, авторы изменили все имена героев, Затеев стал Востриковым, Енин – Полениным, а титры гласят, что сюжет всего только "навеян" событиями 61-го. "Отклонения от фактов неизбежны, – объяснял морякам Харрисон Форд, – в кино нужен драматический эффект. Но я обещаю: там будет дух товарищества, достоинства и патриотизма".
Для игрового кино факт – всегда лишь толчок для фантазии: снимают не документ, а нечто, способное увлечь зрителя. Вот и в данном случае: делали триллер по типу классической немецкой "Das Boot" ("Лодки") Вольфганга Петерсена – с напряженным действием, накалом страстей, клаустрофобией и даже оттенком мистики (К-19 подобна живой машине Керри у Стивена Кинга: созданная для войны, она еще на стапелях убила десять моряков; традиционная бутылка шампанского, грохнувшись о ее борт при спуске на воду, не разбилась – к роковой лодке прилипло прозвище "машина по выделке вдов", widowmaker). Политический фон "холодной войны" создает атмосферу общей паранойи, и конечно, не могли не сработать стереотипы бесшабашной "русской души" в западном сознании. Но – и это самое важное – русские увидены с позитивных румбов. Герои, судя по рецензиям, вызывают у американцев симпатии, а их подвиг, спасший мир от новой мировой войны, – восхищение.
Кстати:
Боевик 2001 года "Враг у ворот", снятый оскароносным французом Жан-Жаком Анно о героических защитниках Сталинграда, вызвал бурю протестов у ветеранов великой битвы: факты искажены, мы были не такими. Война в фильме и впрямь с голливудским акцентом, нравы советского командования сильно приукрашены, но снайпер Вася Зайцев в исполнении Джуда Лоу, одного из культовых молодых актеров, вызвал симпатии на всех континентах. Режиссера нападки ветеранов уязвили: он нас воспел искренне, как мог, и это редкий случай, когда экран не отделял русских от мира, а делал их понятней и ближе. Но у нас своя логика: если враг не идет к воротам, ворота себе его придумают.