Кино давно лечит шизофреников, "Птицы" в этом плане проводят диспансеризацию. Можно полтора часа сидеть, смотреть, как орлы и куропатки хлопают крыльями, летят на Север, потом опять хлопают крыльями, летят на Юг, и ощущать легкость во всем теле. Это кино не сублимирует страхи, не компенсирует сексуальность и агрессивность, но одухотворяет сам факт нашего телесного существования. В связи с этим особо полезно малым детям, потому что доходчиво без нотаций.
Конечно, там и птенцы будут кушать просить, и уморительно надуваться какие-то фазаны в борьбе за фазаниху, будут экологические мотивы - когда разный мазут или охотничьи страсти людей ликвидируют одного, другого, десятого главного птичьего героя. Будет борьба миров по принципу "я не ищу гармонии в природе", когда орлы едят, условно говоря, ласточек, а ласточки, условно говоря - червячков. Все это очень вдохновляюще снято, от бульдозера в чистом поле до журавля со сломанным крылом, пошедшего в пищу гигантским крабам. Но главное не это. Ясно, что три года в Америке, Африке, Амазонии, Арктике и Антарктике киногруппа потратила, подлавливая драматические моменты. А вот моменты нужны только для того, чтобы подчеркнуть сам полет, бесконечный и всепланетный.
Люди не летают, как птицы, потому что не выдержат. Оказывается, парят они, только когда снижаются. Когда двигаются, все время крыльями машут, своими собственными, на косточке. Так час помаши - можно требовать отгула, а они по 3-5-25 тысяч километров отмахивают ежегодно. То есть для птиц это не удовольствие, это жизнь в непрестанных трудах. Но зато никаких сублимаций и компенсаций. Завидно, когда бесконечно смотришь, как они летят в Арктику или в Африку, что им никогда не бывает скучно и не надо дурью маяться, куда время девать. Сначала мигрируют из холода в тепло, потом отъедаются и с кем-то сходятся, потом вылупляется потомство, его надо выкормить-выучить и мигрировать обратно, из жары в прохладу. Логика железная. Благодаря ей, наверно, у птиц и компас внутри, собственный, безотказный, и теплые течения в океане они знают не по карте, а от роду. Понимают друг друга без разговоров. Причем железная логика не мешает им всем быть разными: у белых орлов клюв смешной, у диких уток походка действительно всегда беременная.
Вряд ли, конечно, все, что показано, обошлось без компьютерной графики. Когда журавлиный клин летит прямо над глобусом, как бы глядя из космоса - это явные спецэффекты, да и по городам и весям тоже явно под снятую где-то стаю в полете подкладывалась Эйфелева башня. Местами что-то подкладывалось, хотя трудозатраты съемщиков были, конечно, все равно фантастические. И тут любопытно, кто является главным вдохновителем этого научного кино.
Продюсер и режиссер "Птиц" - Жак Перрен, чьей предыдущей работой стал не менее научный "Микрокосмос". Он вообще-то артист известный. Впервые снялся в 4-летнем возрасте во "Вратах ночи" Карне, потом еще в 110 фильмах. Молодого красавца Перрена мы видели Принцем в "Ослиной шкуре" с Катрин Денев, повзрослевшего - как правило, злодеем в детективах с Делоном, пожилого - в оскароносном "Новом кинотеатре "Парадизо". В 70-е годы расширил деятельность и стал продюсером легендарных "Пустыни Тартари" и "Дзеты". Богат, востребован, универсален, хорош собой. Но все это потянуло его не на Голливудские холмы, как многих, а назад, к природе, к птичкам и пчелкам.
Перрен личным примером объяснил, как, в сущности, противоестественна вся "ветошь маскарада", игры и репетиции, роли и амплуа. Принципиальный дяденька, и кино у него получилось принципиальное.
Текст:Екатерина Тарханова
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.